Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Аквааробика

Целевой раздел. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа дополнительного
образования физкультурно-спортивной
направленности «Аквааэробика» (далее Программа) разработана с целью организации дополнительной образовательной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет.
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание
представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему
оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений,
общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.
Поиск наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на
формирование техники движений в процессе обучения плаванию особенно актуален для
детей дошкольного возраста, поскольку в данный период происходит интенсивное
формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное
психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения,
проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной
деятельностью.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в
водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и
управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени
зависит от того, насколько развита у ребёнка способность к правильному восприятию и
оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления.
Актуальность программы заключается в том, что
плавание способствует
оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Игры и развлечения на воде один из самых полезных видов физических упражнений, способствующий оздоровлению
детей, укрепляющий их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде,
научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на
развитии всего детского организма. В последнее время увеличение числа детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска
эффективных средств коррекции в условиях ДОУ. Одним из таких средств являются
занятия аквааэробикой.
Аквааэробика - это популярный вид физических упражнений для умеющих и не
умеющих плавать детей. Одной из её особенностей является выполнение упражнений в
горизонтальном и вертикальном (в отличии от плавания) положениях тела на глубокой и
мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует
гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах.
Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия для детей с избыточным
весом. Тем более что движения в воде имеют статодинамический характер, что
благоприятно воздействует на рост мышечной и уменьшение жировой массы тела. С
помощью аквааэробики можно укрепить связки и мышцы, которые с трудом развиваются
во время занятий на суше; например, сухожилия, ограничивающие с боков подколенную
ямку.
Велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует
улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.
Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила,
выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико оздоровительное и укрепляющее
воздействие на интенсивно развивающийся детский организм:
· формирование “мышечного корсета”;
· предупреждение искривлений позвоночника:
· гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса,
рук, груди, живота, спины и ног;

· устранение повышенной возбудимости и раздражительности, подверженности
простудным заболеваниям.
Программа включает элементы танца на воде, различных игр и эстафет на воде.
Настоящая программа не дублирует содержание основной общеобразовательной
программы в МБДОУ, является дополнительной и учитывает специфику работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья, возрастные особенности воспитанников
дошкольных образовательных учреждений. Ее отличительной особенностью является
развернутая деятельность педагога, направленная на обучение детей аквааэробике, в
процессе которой происходит развитие физической и общей культуры, гармонии и
высокой самооценки, приобщение к здоровому и активному образу жизни.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи« (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (Зарегистрирован 29.01.2021 №
62296)
5.
Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. на 30 сентября 2020 года);
6. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа –
адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерста Просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 года № 1022).
Цель программы: обеспечение оздоровления, закаливания детского организма,
всестороннего физического развития средствами музыкальных ритмичных согласованных
движений в воде.
Задачи:
Образовательные:
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ;
- формирование теоретических и практических основ освоения водного
пространства;
- обучение уверенным и безбоязненным движениям в воде под музыку;
Развивающие:
- развитие творчества в игровых действиях под музыку в воде;
- выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на
глубокой и мелкой воде.
- развитие чувства ритма, пластики в движениях;
- развитие двигаться под музыку при выполнении упражнений;
- гармоничное развитие мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;

- развитие плавательных навыков через разучивание согласованных упражнений и
композиций.
Воспитательные:
- воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, смелости, выдержки,
силы воли;
- формирование устойчивого интереса к занятиям по плаванию, обеспечение
эмоционального благополучия при выполнении упражнений в водной среде;
- воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Оздоровительные:
- повышение сопротивляемости организма к заболеваниям;
- расширение адаптивных возможностей детского организма;
- совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной
осанки, повышение работоспособности организма;
- укрепление сухожилий связочно-суставного аппарата;
- устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Принципы и подходы к формированию Программы
1.
Принцип последовательности (все задачи решаются методом усвоения
материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными
возможностями детей;
2.
Принцип доступности (заключается в простоте изложения и понимания
материала);
3.
Принцип наглядности;
4.
Принцип индивидуализации (учитывает психологические особенности
дошкольников);
5.
Принцип результативности (обеспечивает соответствие целей программы и
возможностей их достижения.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
5-6 лет. Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста
тела. Тело растёт неравномерно – длина ног и верхней части тела растёт медленно, а
скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Развитие опорно-двигательной
системы ребёнка ещё незавершенно (скелет, суставно – связочный аппарат, мускулатура).
Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим
воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий,
связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при
частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка. У ребёнка преобладает тонус
мышц – разгибателей, что не даёт возможности при длинном статическом положении
долго удерживать спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещё не достигает
полного развития. Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости
системы дыхания идёт неравномерно. У детей возрастает осознанность освоения более
сложных основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их
выполнения, больше внимания уделять развитию физических и морально – волевых
качеств (быстрота, ловкость, выносливость, дисциплинированность), дружеских
взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и
неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу).
от 6 до 7 лет: седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного
формирования осанки и свода стопы. Так как костная ткань богата органическими
элементами, то скелет старших дошкольников всё ещё эластичен и подвержен
деформации. Это может стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника.
К семи годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по прежнему слабы мелкие мышцы. У детей ярко выражен грудной тип дыхания. Лёгочная

ткань имеет большое количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол,
поэтому для детей этого возраста характерны болезни, связанные с воспалительными
процессами в лёгких.
Резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной системы у детей
достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений,
физических упражнений, улучшается качество двигательной деятельности дошкольников.
Движения ребёнка становятся более координированными и точными. Основой проявления
двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия.
В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации,
взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен
результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности
сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать
самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.
Дети с ОВЗ имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития
сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Планируемые результаты.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ОВЗ,
планируемые результаты освоения Программы:
5-6 лет
К шести годам:
-ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности;
-ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой,
выполняет упражнения в заданном ритме и темп;
-ребёнок проявляет доступный возрасту, психофизическим особенностям
самоконтроль;
-ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (соблюдение личной
гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление
собственного здоровья и здоровья окружающих.
6-7 лет
-ребёнок владеет основными движениями, элементами спортивных игр, старается
контролировать свои движение и управлять ими;
-ребёнок соблюдает элементарные правила личной гигиены;
-ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
-ребёнок старается проявлять нравственно-волевые качества, самоконтроль;
-ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в
двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать,
укрепить и сохранить его;
-ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему
здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим
людям.

Содержательный раздел.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач,
которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую.
Содержание занятий строится в порядке возрастающей сложности, постепенного
увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа предусматривает взаимодействие детей в воде через игры и игровые
упражнения, а также развитие движений по аквааэробике.
Адаптированная общеразвивающая программа «Аквааэробика» составлена для детей
с ограниченными возможностями здоровья 5 - 7 лет, рассчитана на 2 учебных года.
Программа содержит 7 занятий для каждой возрастной группы. Материал одного занятия
реализуется в течение месяца по одному разу в неделю. Таким образом, одно занятие
проходит 4 раза в месяц:
Первая неделя – знакомим детей с упражнениями на этот месяц;
Вторая неделя – следим, чтобы дети выполняли упражнения качественно;
Третья и четвертая недели – увеличиваем темп выполнения упражнений, добиваемся
тренирующего эффекта.
При составлении занятий использовался тематический принцип.
Занятия предусматривают выполнение плавательных и физических упражнений под
музыку в воде с элементами танцевальных движений, различные эстафеты и игры на воде
в оздоровительных целях.
Включают элементы художественного плавания, комплексы и плавательные
упражнения, игры и игровые задания с предметами, восстановительные упражнения,
эстафеты на воде.
Движения в воде рассматривается как комплексный навык, требующий отдельной
отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания, погружение, всплывание,
лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание.
Ведущим методом обучения является игровой метод. Игра – это естественная
потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на
высоком эмоциональном уровне и успешно решать поставленные задачи.
Для достижения максимальных результатов, на занятиях используются следующие
методы обучения:
наглядный: показ пособий и видеоматериалов, показ упражнений и приёмов,
имитация, зрительные ориентиры, показ инструктора;
словесный: объяснения, указания, беседа, рассказ, команды, распоряжения,
пояснения;
практический: выполнение упражнений в команде и индивидуально, повторение
упражнений, игры, выполнение контрольных нормативов.

Календарное планирование
Программа содержит 7 занятий для каждой возрастной группы. Материал одного
занятия реализуется в течение месяца по одному разу в неделю. Таким образом, одно
занятие проходит 4 раза в месяц:
Первая неделя – знакомим детей с упражнениями на этот месяц;
Вторая неделя – следим, чтобы дети выполняли упражнения качественно;
Третья и четвертая недели – увеличиваем темп выполнения упражнений,
добиваемся тренирующего эффекта.
Тематическое планирование:
месяц
1 год обучения
2 год обучения
Октябрь
Инструктаж по технике безопасности Инструктаж по технике безопасности
На полянке
На полянке
Ноябрь
Зоопарк
Туристы
Декабрь

Цирк

Прогулка в лес

Январь

Теремок

Карусель

Февраль

Морское путешествие

Палочка-выручалочка

Март

Айболит

Веселый мяч

Апрель

В гости

Спортивные соревнования

Планы-конспекты занятий. 1 год обучения
Занятие № 1 «НА ПОЛЯНКЕ»
Задачи: Познакомить детей с понятием аквааэробика, правилами поведения на
занятии, способствовать улучшению работы сердечно - сосудистой системы,
ритмичности работы сердца и усилению тока крови, прививать навык правильной осанки,
воспитывать настойчивость, самостоятельность.
№ Содержание
Методические указания
1 Вводная часть
2- 3 мин.
Ходьба обычным шагом, скользящий шаг, с подниманием
колена, прыжки с продвижением вперед, бег, ходьба.
2 Основная часть
15 -17 мин.
2.1 «Гармошка». И.П. ноги врозь, руки разведены в стороны. ноги слега согнуты в
Сводить руки перед собой слегка перекрещивая их и коленях,руки в воде по
разводить в стороны.
плечи, слегка
согнуты в локтях (повт.8-10
раз).
2.2 «Бабочка».
локти и колени слегка согну
И.П. ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны
ты, руки в воде (повт.8-10
раз).
ладонями вниз. Опускать и поднимать руки до уровня
плеч.
2.3 «Ветер».
руки действуют подобно ковИ.П. ноги врозь, руки вытянуты вперед на уровне плеч, шу, сгребая воду по направлеладонями вниз. Выполнить маховые движения руками нию движения, локти слегка
назад, развернуть ладони вверх и выполнить мхах раками согнуты (повт.8-10 раз).
вперед, вновь развернуть ладони вниз.
2.4 «Лошадки».
опорная нога слегка согнута в
И.П. правую ногу выдвинуть вперед, слегка согнуть. колене, по завершению двиНаклониться вперед , перенеся вес тела на правую ногу , жения убедиться, что нога каподнять сзади левую ногу, руками отталкивать воду назад. сается дна бассейна (повт.8Затем поставить левую ногу и перенести вес тела
10 раз).
назад, поднимая правую ногу, воду отталкивать вперед.
2.5 «Футбол».
спина прямая, ногу высоко
И.П. встать левым боком к поручню, ноги на ширине плеч, неподнимать (повт.8-10 раз).
левой рукой держаться за поручень. Делать мах правой
ногой. Поменять положение, встав правым боком, сделать махи левой ногой.
2.6 «Бабочка порхает» (нарукавники).
выполняя упражнение,
И.П. лечь на спину, взявшись руками за поручень. Ноги стараться держать стопы
согнуть в коленях,стопы соединить. Сводить и разводить вместе(повт.8-10 раз).
колени.
2.7 «Велосипед» (нарукавники).
выполняя упражнение, ноги
И.П. лежа на спине, держаться руками за поручень. держать под водой, стараясь
Выполнять движения ногами, имитируя езду на не поднимать брызг (повт.
велосипеде.
10-15 раз).
3 Заключительная часть
3-5 мин
наклоняться в противоположную
3.1 «Деревья качаются».
И.П. встать левым боком к поручню, ноги на ширине плеч, от руки сторону, пока не почувлевой рукой держаться за поручень. Поднять правую руку ствуется легкое напряжение
вверх, наклониться влево, сделать несколько наклонов. мышц (повт.8-10 раз).

Повторить упражнение с левой руки.

3.2 «Загораем на солнышке» (нарукавники). Групповая релак- 2-3 мин.
сация. И.П. встать в круг, взявшись за руки. Лечь на спину
и расслабиться.
Свободное плавание.

Занятие № 2 «ЗООПАРК»
Оборудование: аквапалки по количеству детей.
Задачи: Повторить правила поведения на занятии. Учить выполнять упражнения,
согласовывая свои действия с действиями других детей, укреплять связочно-суставной
аппарат, прививать навык личной гигиены, воспитывать ловкость.
№ Содержание
Методические указания
1
Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба обычным шагом, ходьба с высоким
подниманием
колена, ходьба боком приставным шагом, прыжки
поочередно на одной другой ноге.
2
Основная часть
15-17 мин
2.1 «Садимся в машину, включаем дворники». И.П. сидя по спина прямая, постепенно
плечи в воде, руки согнуты в локтях ладонями от себя. увеличивать амплитуду и
По- ворачивать обе руки вправо влево, имитируя темпдвижения (10-12 раз).
движение «дворников».
2.2 «Заводим моторчик». И.П. сидя по плечи в воде, руки со- руки держать под водой,
гнуты в локтях перед грудью. Делать вращения руками к ладони сжаты в кулачок,
себе и от себя.
совершать вращения на
уровне груди (4раза по 8
вращений)
2.3 «Тормоза». И.П. ноги на ширине плеч, одна нога
колени и локти слегка
слегкавыдвинута. Руками попеременно отталкивать воду согнуты, руки находятся в
вперед
воде (10-12раз).
2.4 «Кенгуру». И.П. сидя на аквапалке, ноги на ширине
держать аквапалку двумя
плеч.Прыгать на двух ногах от одного бортика к другому руками, отталкиваться от
дна
ногами,
стараясь
подпрыгнуть выше, колени
не разгибать (4 раза)
2.5 «Слоны танцуют». И.П. Сесть на штангу, ноги на
вес тела перемещать на
ширине плеч. Поочередно поднимать согнутые в коленях опорную
ногу, колени
ноги, перенося вес тела с одной ноги на другую.
согнуты(повт.10-18 раз)
2.6 «Медведи трут спинку». И.П. лечь на спину, аквапалка
верхняя часть тела
подшеей, руками обхватить палку. Колени согнуть и
неподвижна, колени
подтянуть к животу. Поворачивать колени влево и вправо. держать
вместе
(10-18 раз)
2.7 «Обезьяны на лиане». И.П. лечь на спинку, аквапалка под ноги держать вместе,
шеей, руками обхватить палку. Напрягая мышцы
делатьтолчок ногами в
живота, подтянуть колени к груди, затем обратно
воду (10-15 раз)
выпрямить ноги
3
Заключительная часть
3-5 мин
не выпрямлять опорную ногу
3.1 «Цапли». И.П. Встать на одну ногу, подтянуть колено
другойноги к животу, обхватив руками. Поменять ноги

3.2

полностью,
стараться
подтянуть колено как можно
выше. (4 раза по 3-4 сек. на
каждой ноге)
«Ленивец просыпается».
ноги слегка согнуты в
И.П. Ноги врозь. Наклонится вперед, округлив спину.
коленях, выполнять в
Подниматься, выпрямляя спину и расправляяплечи, отводя их медленном темпе(8-10 раз)
немного назад. Свести лопатки

3.3

Лисичка осматривается». И.П. Ноги врозь, руки
втянутывперед. Повороты туловища влево, вправо вместе
с руками

ноги слегка
согнуты
в
коленях, поворачивать только
верхнюю часть туловища (по
5 раз )

3.4

Тюлени спят». И.П. Лечь на спину, палка под шеей,
расслабиться
Свободное плавание.

расслабить
спокойно

мышцы, лежать

Занятие №3 «ЦИРК»
Оборудование: мячи по количеству детей.
Задачи: способствовать развитию мышечной силы рук, пресса, укреплять мышцы ног,
тренировать способность сохранять равновесие в воде, воспитывать положительно
отношение к занятию.
№
Содержание
Методические
указания
1
Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба на месте, ходьба с выведением прямых ног вперед-вверх, ходьба с высоким
подниманием колен, делая хлопок под коленом, прыжки на двух ногах, бег с
отведением пяток назад вверх к ягодицам.
2
Основная часть
15-17 мин
2.1
«Барабаны бьют».
локти разведены в
И.П.сидя по плечи в воде, в руках мяч. Согнуть руки в
стороны, держать на
локтях на уровне груди. Выполнятьпоочередные
уровне груди (2 раза по
движения руками, имитируя игру на барабане
10 сек).
2.2
«Выходят на арену силачи».
руки слегка согнуты в
И.П. сидя по плечи в воде, руки вдоль туловища. локтях,ладонями вниз, не
Поднимать руки в стороны до уровня плеч и опускать вниз поднимать руки высоко,
спину держать прямо (810 раз).
2.3. И.П. сидя по плечи в воде, руки с мячом впереди внизу. руки слегка согнуты в
Поднимать руки вперед вверх до уровня груди и опускать локтях,ладонями вниз,
вниз
упражнение
выполнять в воде, спина
прямая (8-10 раз).
2.4. И.П. сидя по плечи в воде, руки над головой, ладони не опускать руки низко
развернуты от себя. Разводить руки в стороны до уровня в воду,разводя руки в
плеч и поднимать обратно вверх
стороны напрягать
мышцы рук (8-10раз).
Руки слегка согнуты в
2.5. И.П. сидя по плечи в воде, руки вытянуть вперед,
гантели вертикально. Развести руки в стороны на уровне локтях, положение рук
плеч исвести обратно перед грудью
не менять, держать
вертикально
2.4. И.П. сидя по плечи в воде, руки впереди внизу,ладонями
при сгибании рук локти
вверх. Сгибать руки в локтях, поднимая гантели
прижать к туловищу (8к плечам и разгибать обратно вниз
10 раз).
2.5
«Цирковые лошадки».
ноги слегка согнуты в
И.П. стоя, одна нога выдвинута вперед, другая сзади.
коленях,спина прямая (4
Поскоки с продвижением вперед к другому бортику.
раза)
Поменять положение ног, руки имитируютхват за уздечку.
2.6
«Канатоходцы».
стопы стараться не
И.П. стоя, ноги вместе, руки в стороны.Скользить
отрывать отдна (4 раза
вперед по дну поочередно левой- правой ногами
от бортика к бортику)

2.7

2.8

2.9

2.10

3
3.1
3.2
3.3

3.4

« Гимнасты».
И.П. встать левым боком к поручню, левой рукой держась
за поручень, правая рука на поясе. Махи правой ногой 5 раз
вперед, 5 раз в сторону, 5 раз назад. Повторить другой
ногой.
«Дрессированные медведи на велосипеде».
И.П. круг наспину, одет как рюкзачок. Лечь на спину,
держась за поручень. Выполнять движения ногами,
имитируя езду на велосипеде.
«Тюлени машут хвостом».
И.П. лежать на спине, круг одетрюкзачком, ноги
вытянуты. Поднимать и опускать прямые ноги, напрягая
мышцы пресса
«Веселые обезьянки»
И.П. лежать на спине, круг одет рюкзачком. Колени
согнуть, подтянуть к животу, поворачивать нижнюю часть
туловища вправо-влево
Заключительная часть
«Артисты кланяются».
И.П. стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны туловища вперед
«Зрители аплодируют».
И.П.Сидя в воде, руки разведены встороны. Сводить и
разводить руки, делая хлопок
«Артисты прощаются».
И.П. стоя, ноги на ширине плеч,правая рука поднята
вверх. Делать плавные махи над головой. Повторить левой
рукой
«Артисты отдыхают».
И.П. лечь на спину, круг рюкзачком. Расслабиться.
Свободное плавание.

Ногу поднимать не
высоко, туловище не
наклонять (15 махов
каждой ногой).
упражнения
выполнять в воде,не
поднимая брызги (10-15
сек)
не сгибать ноги в
коленях (10-15 раз).

колени держать
согнутыми,
поворачивать нижнюю часть
туловища (10-15 раз).
3-5 мин
колени не сгибать,
спина прямая (8-10 раз).
упражнение выполнять
в воде, не поднимать
брызги
(8-10раз).
руку держать
напряженной (8раз
каждой рукой).

Занятие №4 «ТЕРЕМОК»
Оборудование: аквапалки по количеству детей.
Задачи: способствовать
формированию правильной осанки, развивать силу,
гибкость,воспитывать интерес к выполнению упражнений.
№
Содержание
Методические
указания
1
Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба на месте, ходьба приставным шагом (по бревну), скользим по дну поочередно
правой левой ногой (идем по скользкому месту), бег по кругу, ходьба
2
Основная часть
15-17 мин
2.1 «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок».
спина
прямая,
руки
И.П.ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять поднимать через
руки вверх, сделав крышу домика, опустить вниз
стороны (8-10 раз).
2.2

«Он не узок не широк».
руки прямые, не опускать
И.П. ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны на ниже груди, спина ровная
уровне груди. Свести руки перед грудью, развести (8-10раз).
обратно в стороны

2.3

«Мышка бежит».
И.П. ноги вместе, руки согнуты в локтях. Бег на месте с
захлестом ног назад.

спина
прямая,
пятки
поднимать выше к ягодицам
(8-10 раз).

2.4

«Прыгает лягушка».
И.П. сесть на палку, перекинув одну ногу. Прыжкина
палке с продвижением вперед. Спрашивает: « Кто в
домике живет?». «Я мышка». Повторить упражнение
«мышка». «А я лягушка - попрыгушка». Повторить
упражнение «лягушка». Стали жить вдвоем.
«Едет по лесу зайчик - велосипедист».
И.П. Аквапалка под шеей, лечь на спину держась за
палку. Выполнять поочередные движения ногами, имитируя езду на велосипеде. Спрашивает: « Кто в домике
живет?» «Я мышка», «я лягушка - попрыгушка».
Повторить эти упражнения. Стали жить втроем.
«Идет по лесу волк - гимнаст».
И.П. аквапалка под шеей, лечь на спину держась за палку.
Согнуть колени и выпрямляя, развернуть ноги вправо.
Согнуть колени и выпрямляя, развернуть влево.
Спрашивает: « Кто в домике живет?» « Я мышка», « Я
лягушка», « Я зайчик». Повторить эти упражнения. « А я
волк». Повторить упражнение «волк».

(8-10 раз).

«Лисичка – акробатка».
И.П. Ноги на ширине плеч, палка в руках перед грудью,
широкий хват. Сделать выпад вперед вместе с руками,
вернуться обратно. Повторить с другой ноги. Спрашивает: «
Кто в домике живет?» «Я мышка», «Я лягушка», «Я зайчик»,
«Я волк». Повторить эти упражнения. « А я лисичка»,
повторить это упражнение. Стали жить впятером.
«Идет мишка - силач».
И.П. ноги на ширине плеч, палка в руках над головой. Наклоны
туловища вправо влево. (Повороты туловища вправо влево,
руки с палкой на уровне груди). Спрашивает: «Кто в домике
живет?» «Я мышка, лягушка, зайчик, волк, лисичка», повторить
эти упражнения. «А я медведь», повторить упражнение.
«Сел на теремок»
И.П. сесть на палку, как на скамейку держась за палку руками.
Выполнить приседания, в конце упасть на спину «сломался
теремок». Все звери разбежались

на выпаде колено согнуть,
руки на уровне груди, спина
прямая (8-10 раз).

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

3
3.1

Заключительная часть
«Ночь в теремке». Лечь на спину с аквапалкой и
расслабиться
Свободное плавание.

ноги работают в воде, не
поднимая брызг (8-10раз).

(8-10 раз).

выполнять
с
большой амплитудой (8-10
раз).

(6-8 раз).

3-5 мин

Занятие № 5 «ТУРИСТЫ»
Оборудование: без предметов, на мелкой воде.
Задачи: развивать силу мышц рук и ног, укреплять мышцы спины, способствовать
формированию правильной осанки, воспитывать интерес к выполнению упражнений.
№ Содержание
Методические указания
1
Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба маленькими шагами (дети), большими шагами (мама),
гигантскими шагами (папа), поскользнулись (скользящий
шаг по дну), ходьба по камушкам (шайбы), бег, ходьба на
месте
2
Основная часть
15-17 мин
2.1 «Какая красота».
спина прямая, руки
И.П. сидя на дне бассейна, руки разведены в стороны. Сводить разводить широко (8-10
и разводить руки.
раз).
2.2 «Ставим палатку».
плечи в воде, ладошками
И.П. сидя на дне, поочередно вытягиваем руки вперед.
толкаем воду вперед (810 раз).
2.3 «Кузнечики».
напрягать мышцы пресса,
И.П. сидя на дне, руки в упоре сзади, коленисогнуты.
носочки ног на себя,
Приподнять ноги, поочередно выпрямляем ноги
толкать воду стопой (8-10
раз).
2.4 «Бабочка».
стопы держать вместе,
И.П. сидя на дне, руки в упоре сзади, ноги согнуты в
разводить только колени
коленях. Приподнять ноги, разводить колениврозь – вместе
(8-10раз).
2.5 «Лягушки».
можно выполнять
И.П. лечь на живот, руками упор впереди. Ногами
упражнение, разводя
имитировать «брасс»
прямые ноги (8-10 раз).
2.6 «Мостик».
стараться
образовать
И.П. сидя на дне, руки в упоре сзади, колени согнуты, стопы прямую линию, стопы не
на дне. Приподнять живот, спину выпрямить, голову отрывать от дна (8-10 раз).
положить на воду, задержаться, затем вернуться в и.п.
2.7 «Загораем».
голову не запрокидывать
И.П. лежа на животе, упор руками впереди.Приподняться на назад, выполнять в
руках, прогнув спину.
медленном темпе (8-10
раз).
2.8 «Ветер качает деревья».
поднимать
прямую
И.П. лечь на правый бок, упор наруку, ноги прямые. Сделать ногу(8-10 раз).
махи левой ногой. Поменять положение, лечь на левый бок,
сделать махи правой ногой
2.9 «Ящерица».
руками
помогать,
И.П. сидя на дне, руки согнуты в локтях. Передвигаться отталкиваясь от воды (по
вперед на ягодицах, приподнимая поочередно одну другую 10 движений вперед и
половинку, делая небольшое движение вперед. Затем тоже назад).
назад
2.10 «Переправа».
ноги прямые (по 2 раза от
И.П. встатьна руки впереди, принять горизон-тальное
борти ка к бортику)
положение тела (упр. Крокодил). Опустить голову в
воду, задержав дыхание, продвигаться на руках вперед,
работая прямыми ногами
3
Заключительная часть
3-5 мин
3.1 «Заблудились».
стопы не отрывать от
И.П. Сидя на дне, колени согнуты, руки за головой. Повороты дна, спина прямая (8-10

3.2
3.3
3.4

туловища вправо- влево

раз).

«Привал».
И.П. сидя на дне, ноги прямые. Наклониться вперед,
стараясь достать пальцы ног руками
«Слушаем птичек».
И.П. сидя на дне. Наклоны головы вправо- влево
«Отдых».
И.П. в парах, один ребенок ложиться на спину,
другой поддерживает его. Поменяться.
Свободное плавание.

упражнение выполнять в
медленном темпе (8-10
раз).
(8-10 раз).

Занятие №6 «АЙБОЛИТ»
Оборудование: без предмета
Задачи: укрепление мышечного аппарата, формирование правильной осанки,
способствовать развитию выносливости, воспитывать организованность.
№ Содержание
Методические указания
1
Вводная часть
2- 3 мин
«К Айболиту ножки шагают по дорожке» - ходьба обычная.
«Через камушки шагаем и колено поднимаем»- ходьба с высоким подниманием колена.
«Ножкой правой (левой) мы немножко поскользнулись на дорожке» - скользящий шаг.
«Мы под мостиком пройдем низко голову нагнем» - ходьба на корточках с
погружениемголовы в воду.
«На носочки встанем руки к солнышку потянем» - ходьба на носочках, вытянув руки
надголовой.
«Нам опаздывать нельзя побежим бегом друзья» - бег, 1 круг в одну сторону, затем в
другую.
2
Основная часть
15-17 мин
2.1 «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит».
спина прямая, руки
И.П.Стоя ноги на ширине, руки вдоль туловища. Присесть, подниматьвыше (8-10 раз).
руки поднять вверх, встать, руки вдоль туловища
2.2 «Приходи к нему лечиться и корова».
поднимая ногу, колено не
И.П. стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба,
сгибать, носочек тянуть (8переступая с ноги наногу, поднимая прямую ногу в
10раз).
сторону
2.3 «… и волчица».
(8-10 сек).
И.П. стоя, руки согнуты в локтях. Бег на месте
2.4 «…и жучок».
стараться сделать полный
оборот, стоять дальше от
И.П. основная стойка. Выполнить прыжок споворотом,
бортика(6-8 раз).
можно с падением в воду
2.5 «…и медведица».
поднимая колено,
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поднимать развернуть носочек в
поочередно согнутое колено правой (левой) ноги в
сторону (8-10раз).
сторону.
2.6 «Зайчик попал под трамвайчик».
И.П.основная стойка.
Прыжки поочередно на правой левой ноге
2.7 «прилетела бабочка».
спина прямая, руки слегка
И.П. сидя на коленях, руки с гантелями в стороны. Махи согнуты в локтях,
ладонями вниз(8-10 раз).
руками вверх вниз

2.8

«Кузнечик».
И.П.сидя на коленях, правая рука вытянутавперед.
Выталкивать воду поочередно левой - правой рукой
вперед
2.9 «Сел на орла Айболит».
И.П. ноги шире плеч, носочки встороны, гантели
держать на плечах. Приседать, колени в стороны
2.10 «Орел полетел».
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, правая рука внизу, левая
вверху. Наклоны вправо, левая рука над головой. Поменять
положение рук, наклоны влево

толкать воду ладонями,
рукувыпрямлять до конца
(8- 10 раз).
придерживать гантели,
локти встороны, приседать
медленно (8-10 раз).
колени не сгибать, стопы
от дна не отрывать, рука
над
головой
слегка
согнута, наклон ниже (8-10
раз).

2.11 Упр. с маленьким кругом.
«У бегемотиков животики болят».
И.П. лечь на спину,круг под головой, ноги вытянуты
вперед. Согнуть колени, подтянуть к животу и выпрямить.
«А рядышком акулы».
И.П. лечь на спину, круг под головой, ноги прямые.
Поворачивать обе ноги вправо- влево.

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

ноги не погружать
глубоко,носочки тянуть на
себя(8-10 раз).
Подгот.гр. Ноги вместе,
носочки тянуть вперед,
поворачивать нижнюю
часть туловища (8-10 раз)
«Крокодилы машут хвостом».
Подг.гр. Ноги держать
И.П. лечь на спину, круг под головой, ноги прямые.
вместе, напрягать мышцы
Поднимать обе ноги вверх-вниз.
пресса(8-10 раз).
«Обезьянки».
носочек натянуть на себя,
И.П. лечь на спину, круг под головой, праваянога согнута. ногиглубоко не погружать
Поочередно сгибать и выпрямлять левую и правую ноги (8- 10 раз).
Заключительная часть
3-5 мин
«Обнимаемся».
И.П. стоя ноги на ширине плеч, руки разведены в
стороны. Обхватить себя руками за спину.
«Жирафы».
И.П. основная стойка.
Встать на носочки и потянуться руками вверх
«Страусята».
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок за спиной.
Наклон вперед, руки поднять вверх, смотретьвперед
«Прощаемся».
И.П. основная стойка. Наклоны головы влево - вправо
Отдыхаем».
И.П. лечь на спину, круг под головой. Расслабиться
Свободное плавание.

(8-10 раз).
(8-10 раз).
(8-10 раз).
(8-10 раз).

Занятие № 7 «В ГОСТИ МЫ ПОШЛИ»
Оборудование: аквапалки по числу детей.
Задачи: развивать мышцы ног, пресса, способствовать увеличению объема
легких, способствовать развитию координации движений, воспитывать чувство
товарищества.
№ Содержание
Методические указания
1
Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба на месте, 2 шага вперед, 2 шага назад; 2 шага
вправо, 2 шага влево;
поворот вокруг себя на счет 4, боковой
галоп вправо-влево
2
Основная часть
15-17 мин
2.1 «Обрадовались».
выполнять слаженно, сначала
И.П. ноги вместе, руки вдоль туловища.Прыжок - ноги медленно, затем увеличивать
врозь, руки над головой, хлопок. Прыжок -ноги вместе, темп (8-10 раз).
руки вниз
2.2 «Обнимаемся».
руки под водой,
И.П. сидя по плечи в воде, руки разведеныв стороны.
стараться достать лопатки (8-10
Перекрестить руки, заведя их как можно дальше за
раз).
спину
2.3 «Кипятим чай».
погружать в воду всю голову,
И.П. сидя по плечи в воде, руки в замок, округлив делать полный выдох, чтобы на
локти. Сделать вдох, опустить голову в воду – выдох
поверхности были пузыри.
Можно выполнять в парах (5
раз).
2.4 «Садимся на диванчик».
аквапалка вдоль позвоночника,
И.П. Лечь спиной на аквапалку, взяться руками за выдвинута
под
голову,
поручень. Опустить нижнюю часть туловища вниз, упражнение
выполнять,
сделать уголок ногами. Затем выпрямить тело напрягая мышцы пресса, с
горизонтально
усилием
опускать
вниз,
возвращаясь
в
и.п.
–
расслабиться (8-10 раз).
2.5 «Покатаемся».
палка вдоль
И.П. лежа на аквапалке, взяться за поручень руками.
позвоночника,ноги работают в
Выполнять упражнение «велосипед».
воде (8-10 раз).
2.6 «Потанцуем».
поворачивать только нижнюю
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках,
часть туловища
(8-10раз).
опущена на воду. Прыжки, с поворотом таза вправовлево
2.7 «Танец матросов».
приседая, колени в стороны,
И.П.стоя, ноги вместе, руки на поясе.
спина прямая (8-10 раз).
Присесть, встать – правая нога на пятку, присесть,
встать -левая нога на пятку
3
Заключительная часть
3-5 мин
3.1 «Прощаемся».
И.П. поднять руки верх, потрясти кистями, опустить
3.2 «Вытираем пол».
колени не сгибать, спина
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках.
прямая (8-10 раз).
Наклониться вперед, погружая палку в воду.
3.3 «Устали».
сбрасываем руки вниз, спина
И.П. о.с. поднять руки вверх, потянуться, уронить руки круглая, руки свисают свободно
вниз, наклониться
(8-10 раз).

3.4 «Отдыхаем».
ИП. Лечь на спину с аквапалкой, расслабиться
Свободное плавание.
2 год обучения.
Занятие № 1 «НА ПОЛЯНКЕ»
Оборудование: мяч.
Задачи: Повторить с детьми понятие аквааэробика, в чем польза занятия, правила
поведения на занятии, способствовать улучшению работы сердечно - сосудистой системы,
ритмичности работы сердца и усилению тока крови, прививать навык правильной осанки,
воспитывать настойчивость, самостоятельность.
№ Содержание
Методические указания
1
Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба обычным шагом, скользящий шаг, с
подниманием колена, прыжки с продвижением вперед,
бег, ходьба.
2
Основная часть
15 -20 мин
2.1 «Гармошка».
ноги слега согнуты в
И.П. ноги врозь, руки с мячом разведены в стороны. коленях, руки в воде по
Сводить руки перед собой слегка перекрещивая их и плечи, слегка согнуты в
разводить в стороны.
локтях (10-15 раз).
2.2 «Бабочка».
локти и колени слегка
И.П. ноги на ширине плеч, руки
согнуты, руки в воде (10-15
раз).
разведены в стороны ладонями вниз. Опускать и
подни-мать руки до уровня плеч.
2.3 «Ветер».
руки действуют подобно
И.П. ноги врозь, руки вытянуты вперед на уровне плеч, ковшу, сгребая воду по
ладонями вниз. Выполнить маховые
направлению движения,
движения руками назад, развернуть ладони вверх и
локти слегкасогнуты (10-15
выполнить мхах раками вперед, вновь развернуть ладони раз).
вниз.
2.4 «Лошадки».
опорная нога слегка согнута
И.П. правую ногу выдвинуть вперед, слегка согнуть. в колене, по завершению
Наклониться вперед , перенеся вес тела на правую ногу , движения убедиться, что
поднять сзади левую ногу, руками отталкивать воду нога касается дна бассейна
назад. Затем поставить левую ногу и перенести вес (10-15 раз).
тела назад, поднимая правую ногу, воду отталкивать
вперед.
2.5 «Футбол».
спина прямая, ногу высоко
И.П. встать левым боком к поручню, ноги на ширине неподнимать (10-15 раз).
плеч, левой рукой держаться за поручень. Делать мах
правой ногой. Поменять положение, встав правым боком, сделать махи левой ногой.
2.6 «Бабочка порхает» (нарукавники).
выполняя упражнение,
И.П.лечь на спину,взявшись руками за поручень. Ноги
стараться держать стопы
согнуть в коленях, стопы соединить. Сводить и разводить вместе (10-15 раз).
колени.

2.7

3
3.1

3.2

«Велосипед» (нарукавники).
И.П.лежа на спине, держаться руками за поручень.
Выполнять движения ногами, имитируя езду на
велосипеде.
Заключительная часть
«Деревья качаются».
И.П.встать левым боком к поручню,ноги на ширине
плеч, левой рукой держаться за поручень.
Поднять правую руку вверх, наклониться влево,
сделатьнесколько наклонов. Повторить упражнение с
левой руки.
«Загораем на солнышке» (нарукавники). Групповая релаксация. И.П. встать в круг, взявшись за руки. Лечь на
спину и расслабиться.
Свободное плавание.

выполняя упражнение,
ноги держать под водой,
стараясь не поднимать
брызг (20-25раз).
3-5 мин
наклоняться в противоположную от руки сторону, пока
не почувствуется легкое
напряжение мышц (10-15
раз).
2-3 мин.

Занятие № 2 «ТУРИСТЫ»
Оборудование: без предметов, на мелкой воде.
Задачи: развивать силу мышц рук и ног, укреплять мышцы спины,
способствовать формированию правильной осанки, воспитывать интерес к выполнению
упражнений.
№ Содержание
Методические указания
1
Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба маленькими шагами (дети), большими шагами
(мама), гигантскими шагами (папа), поскользнулись
(скользящий шаг по дну), ходьба по камушкам
(шайбы), бег, ходьба на месте
2
Основная часть
15-20 мин
2.1 «Какая красота».
спина прямая, руки
И.П. сидя на дне бассейна, руки разведеразводить
ны в стороны. Сводить и разводить руки.
широко (10-15 раз).
2.2 «Ставим палатку».
плечи в воде, ладошками
И.П. сидя на дне, поочередно вытяги-ваем руки вперед.
тол-каем воду вперед (1015 раз).
2.3 «Кузнечики».
напрягать мышцы пресса,
И.П. сидя на дне, руки в упоре сзади, колени согнуты.
носочки ног на себя,
Приподнять ноги, поочередно выпрямляем ноги
толкать воду стопой (10-15
раз).
2.4 «Бабочка».
стопы держать вместе,
И.П. сидя на дне, руки в упоре сзади, ноги согнуты в
разводить только колени
коленях. Приподнять ноги, разводить колени врозь –
(10-15 раз).
вместе
2.5 «Лягушки».
можно выполнять
И.П. лечь на живот, руками упор впереди. Ногами
упражнение, разводя
имитировать «брасс»
прямые ноги (10-15 раз).
2.6 «Мостик».
стараться
образовать
И.П. сидя на дне, руки в упоре сзади, колени согнуты, прямую линию, стопы не
стопы на дне. Приподнять живот, спину выпрямить, отрывать от дна (8-10 раз).
голову положить на воду, задержаться, затем вернуться
в и.п.

2.7

2.8

«Загораем».
И.П. лежа на животе, упор руками впереди.
Приподняться на руках, прогнув спину.

«Ветер качает деревья».
И.П. лечь на правый бок, упор наруку, ноги прямые.
Сделать махи левой ногой. Поменять положение, лечь на
левый бок, сделать махи правой ногой
2.9 «Ящерица».
И.П. сидя на дне, руки согнуты в локтях. Передвигаться
вперед на ягодицах, приподнимая поочередно одну
другую половинку, делая небольшое движение вперед.
Затем тоже назад
2.10 Переправа».
И.П. встать
на руки впереди, принять
горизон-тальное положение тела (упр. Крокодил).
Опустить голову в воду, задержав дыхание,
продвигаться на руках вперед, работая прямыми ногами
3
Заключительная часть
3.1 «Заблудились».
И.П. Сидя на дне, колени согнуты, руки за головой.
Повороты туловища вправо- влево
3.2 «Привал».
И.П. сидя на дне, ноги прямые. Наклониться
вперед, стараясь достать пальцы ног руками
3.3 Слушаем птичек».
И.П. сидя на дне. Наклоны головы вправо- влево
3.4 «Отдых».
И.П. в парах, один ребенок ложиться на спину,
другой поддерживает его. Поменяться.
Свободное плавание.

голову не запрокидывать
назад, выполнять в
медленном темпе (10-15
раз).
поднимать
прямую ногу
(10-15 раз).
руками
помогать,
отталкиваясь от воды (по 12
движений вперед и назад).
ноги прямые (по 4 раза от
бортика к бортику)

3-5 мин
стопы не отрывать от
дна, спина прямая (8-10 раз).
упражнение выполнять в
медленном темпе (8-10 раз).
(8-10 раз).

Занятие № 3 «ПРОГУЛКА В ЛЕС»
Оборудование: аквапалка.
Задачи: способствовать укреплению связочно- суставного аппарата, дыхательной
систе мы, развивать гибкость, координацию движений, воспитывать выдержку,
выносливость.
№ Содержание
Методические указания
1
Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба обычным шагом (идем в лес), ходьба, приставляя
пяточку к носочку (по узенькой дорожке), бег (убегаем от
зверя), ходьба в приседе
2
Основная часть
15-20 мин
2.1 «Колем дрова».
колени не сгибать, ударять
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки взамок над
поводе с силой (10-15 раз).
головой. Наклониться вперед, ударив руками по воде.
2.2 «Кладем дрова».
колени не сгибать, на палку
И.П. ноги на ширине плеч, руками держим аквапалку. давить с силой, опуская как
Наклониться вперед, опустив палку руками вниз
можно глубже в воду
(10-15 раз).

2.3
2.4
2.5
2.6

2.7
2.8
2.9

«Разводим костер».
И.П. сесть на корточки, сгруппироваться. Выпрыгивать
из воды, поднимая руки вверх, делаябрызги
«Садимся на бревнышко».
И.П. Стоя, аквапалка в двух руках впереди. Приседать,
руки с палкой впереди
«Речка».
И.П. стоя, палка в руках. Присесть, оттолкнуться
и скользить, работая ногами кролем до другого бортика
«Накачиваем надувную лодку».
И.П. Согнуть аквапалкупополам, взяться за концы
палки, поставить правую ногу на палку. Давим ногой на
палку и опускаем ее на дно. Поменять ноги.
«Заводим моторчик»
И.П. лечь спиной на аквапалку. Выполнять упр.
велосипед
«Кузнечики».
И.П. сидя на аквапалке. Прыгать от бортикак бортику

«Бабочка».
И.П. лечь спиной на аквапалку, ноги согнутыв коленях.
Разводим колени в стороны, сводим вместе
2.10 «Травка в воде качается».
И.П. лечь спиной на палку, ноги прямые. Повороты ног
влево и вправо
2.11 «Лягушки».
И.П.лежа на животе, руками обхватить палку.
Плыть вперед, работая ногами, имитируя «брасс»
3
Заключительная часть
3.1 «Тушим костер».
И.П. сидя в воде по плечи, руки вытянуты с аквапалкой
вперед. Сделать глубокой вдох и выдох в воду
3.2 «Деревья качаются».
И.П.стоя, ноги на ширине плеч, палка вруках над
головой. Наклоны туловища вправо- влево.
3.3 «Дышим чистым воздухом».
И.П. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Сделать
глубокий вдох - поднять руки вверх,
выдох – опустить руки вниз
3.4 «Отдых». И.П. лечь спиной на палку, расслабиться.
Свободное плавание.

выпрыгивать из воды
какможно выше (10-15 раз).
руки слегка согнуты,
спина прямая (10-15 раз).
руки вытянуты с палкой
вперед, голова опущена в
воду
можно опереться на бортик,
спина прямая, палку
опускать как можно глубже
(10-15раз каждой ногой).
ноги работают в воде, не
поднимая брызг (4
подхода по10 сек).
колени не выпрямлять,
прыгать сидя на палке (4
раза).
стопы держать вместе,
разводить только колени
(10-12 раз).
ноги прямые, держать
вместе (10-15 раз).
(6 раз от бортика к бортику).
3-5 мин
делая выдох, опускать
голову в воду (8-10 раз).
палку согнуть пополам,
руки прямые, ноги не
отрывать от дна (18-10 раз).
(8-10 раз).

Занятие № 4 «КАРУСЕЛЬ»
Оборудование: мяч средних размеров по числу детей.
Задачи: совершенствовать двигательные навыки в воде, умение владеть мячом,
укреплять сердечно - сосудистую систему, способствовать развитию мышц ног, рук,
спины, воспитывать уверенность в собственных силах, чувство товарищества.
№ Содержание
Методические указания
1 Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба на месте, от бортика к бортику, шаг – прыжок,
шаг – прыжок, прыжки поочередно на правой и левой
ногах,бег на месте, с выведением прямых ног вперед
2 Основная часть
15-20 мин
2.1 «Карусель».
(10 раз в каждом положении).
И.П. Стоя ноги на ширине плеч, руки подняты вверх.
а) Вращать сначала кистями рук вперед назад.
б) кисти рук положить на плечи, вращать локтями
вперед назад.
в) вращение прямыми руками вперед назад.
2.2 «Лодочки».
взмахи делать большие, руки
поднимать выше (10-15раз).
И.П. Стоя ноги, на ширине плеч, мяч в руках.Мах
двумя руками вправо влево.
2.3 «Лошадки».
колени слегка согнуты, спина
И.П. стоя, одна нога впереди, другая сзади,
прямая (6 раз от бортикак
руки вытянуты с мячом вперед (держим поводья).
бортику).
Поско-ками продвигаемся вперед к другому бортику
2.4 «Мяч – попрыгунчик».
погружать мяч, надавливая на
И П. стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках. него двумя руками с силой (10Наклониться, погрузить мяч в воду как можно глубже и 15 раз).
резко отпустить. Когда мяч выпрыгнет, поймать его
2.5 «Передай мяч».
спина прямая, мяч не ронять
И. П. приподнять колено левой ноги, мяч в правой руке. (10-15 раз).
Наклониться, передать мяч под коленом, выпрямиться.
Поменять положение ног, повторить
другой рукой
2.6 «Велосипед».
сохранять равновесие, локти
И.П. лечь на спину, мяч под головой. Упражнение
развести в стороны (10-15 раз).
«велосипед».
2.7 «Качели».
мяч держать между ног выше
И.П. лежа на спине, руками держатся за поручень, мяч колен, стараться не терять мяч
между ног. Махи двумя ногами вверх-вниз
во время упражнения (8-10 раз).
2.8 «Свободное падение». В паре.
И.П. встать на расстоянии вытянутых рук, один ребенок
поворачивается спиной, разводит руки в стороны.
Упасть на руки товарищу. Поменяться
2.9 «Аттракционы».
И.П. В паре. Встать спиной, локтями сцепиться друг с
другом. Присесть вместе, затем встать
3 Заключительная часть
3.1 «Покачаемся».
И.П. руки поднять вверх с мячом. Наклоны
влево вправо, вперед- назад.

стараться не ронять напарника
(по 4 раза).
спина прямая, руки не
расцеплять (5-6 раз).
3-5 мин
спина прямая, руки с мячом
прямые (8-10 раз).

3.2 «Отдых»
И.П. лечь на спину, мяч под головой. Расслабиться
Свободное плавание.
Занятие №5 «ПАЛОЧКА – ВЫРУЧАЛОЧКА»
Оборудование: гимнастические палки по числу детей.
Задачи: укреплять мышцы рук, плечевого пояса, ног, способствовать
формированию правильной осанки, развивать гибкость, воспитывать положительное
отношение к занятию.
Методические ука-зания
№ Содержание
1

2
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5

2.6

Вводная часть
2- 3 мин
ходьба по кругу, ходьба на носочках, с поднятыми вверх руками, ходьба с вращением
рук вперед-назад, 3 шага – подскок на двух ногах, бег с захлестом ноги назад, бег в
обратном направлении, ходьба
Основная часть
15-20 мин
И.П. стоя, руки с палкой опущены вниз.
спина прямая, головасмотрит
1-2 –плавно палку вверх, правую ногу назад на носок,
вверх на палку (10-15 раз).
потянуться, 3-4- опустить палку вниз. Тоже левой ногой
И.П. стоя, ноги параллельно, палка в опущенных руках. кисти не разжимать, голова
1-2 –махом палку назад на плечи,
прямо (10-15 раз).
3-4- вернуться в исходное положение.
И.П. стоя, руки вытянуты вперед, палка широким
упражнение выполнять с
хватом сверху. Палку скрестно, левая рука сверху,
прямыми руками (10-15 раз).
вернуться в и.п. Палку скрестно, правая рука сверху
«Гребля».
палку
держать
ближе
к
И.П. сидя в воде по плечи, палка в согнутых руках.
середине, кисти не разжимать
Поворачиватьто один конец палки, то другой, имитируя (10- 15 раз).
греблю на байдарке
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках над носочек поднятой ноги натянут,
головой. Поднять согнутую в колене ногу, одновременно спинапрямая (10-15 раз).
опустить палку на ногу. Вернуться в и.п., повторить
другой ногой
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, палка в опущенных спина прямая, руки не
сгибать (10-15раз).
руках. Присесть, руки поднять вверх над головой

2.7 И.П. стоя, ноги на ширине плеч, палка в вытянутых
руках. Махи правой – левой ногами, стараясь коснуться
палки
2.8 И.П. стоя, палка в опущенных руках, широкий хват.
Перешагнуть палку одной, затем другой ногой,
выпрямиться. Затем вернуться обратно в и.п.
2.9 И.П. стоя, палка вертикально, одним концом стоит на
дне, руками держаться за верхний конец палки.
Присесть, колени в стороны. Вернуться в и.п.
2.1 И.П. стоя, ноги на ширине плеч, палка сзади в
0 опущенных руках. Наклон вперед, палку поднять вверх
за спиной, голова смотрит вперед. Вернуться в и.п.

руки высоко не поднимать (1015 раз).
руки не расцеплять
(повт.10-15 раз).
спина
(10-15 раз).

прямая

спина прямя, рукиподнимать
выше (10-15 раз).

2.1 И.П. стоя, палка в опущенных руках. Наклониться,
1 положить палку на дно, встать на нее ногами.
Выпрямиться. Наклониться, поднять палку

колени слегка согнуть, ноги
ставить напалку
широко
(10-15 раз).

2.1 И.П. ноги вместе, палка в опущенных руках. Прыжок темп постепенно уве
2 – ноги врозь, рукивверх над головой. Прыжок – и.п.
личивается (10- 15 раз).
3 Заключительная часть
3.1 И.П. Стоя на коленях, палка сзади в опущенных руках.
Прогнуться назад, руками коснуться пяток. Вернуться в
и.п.
3.2 И.П. стоя, ноги на ширине плеч, палка в вытянутых
руках на уровне груди. Повороты верхней части
туловища вправо – влево.
3.3 И.П. стоя, палка одним концом стоит на дне справа,
правой рукой держаться за верхний конец. Обойти
вокруг палки вправо на счет 1-4. Затем поменять
положение рук, обойти палку влево.
3.4 И.П. стоя, ноги вместе, палка в опущенных руках.
Поднять колено одной ноги, обхватить палкой,
задержать равновесие до 5-8. Повторить другой ногой.
3.5 И.П. лечь на спину, держась за поручень. Расслабиться.
Свободное плавание.

3-5 мин
(8-10 раз).
ноги с места не сдвигать (8-10
раз).
палку с
места не сдвигать
(по 3 раза в каждую сторону).
(по 3 раза).

Занятие № 6 «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ»
Оборудование: мячи средних размеров по количеству детей.
Задачи: учить согласованной работе рук и ног, укреплять мышцы кистей, рук,
развивать координацию движений, ловкость, воспитывать эмоционально – положительное
отношение к занятию.
№ Содержание
Методические указания
1 Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба обычным шагом; ходьба на пятках, руки подняты вверх; ходьба на носках, руки
за спиной; в приседе, руки «кролем»; прыжки на корточках; бег в прямом и обратном
направлениях; ходьба
2 Основная часть
15-20 мин
2.1 И.П. о.с. мяч в руках. Ходьба на месте, поворачивая
спина прямая, руки согнуты
руки вправо – влево.
(10-15 раз).
2.2 И.П. о.с. мяч в правой руке. Поднять колено правой опорная нога слегка согнута,
ноги, передать мяч под коленом в левую руку, спина прямая, мяч не ронять
выпрямиться. Тоже, с левой руки, под коленом левой (10-15 раз).
ноги передать мяч в правую руку, выпрямиться
2.3 И.П. о.с. мяч в правой руке. Вытянуть руки вперед, спина прямая, руки слегка согнуты (10-15 раз).
передатьмяч из правой руки в левую руку. Затем из
левой руки передать мяч за спиной в правую руку
2.4 И.П. о.с. мяч в правой руке. Поднять руки над головой, голову поднимать вверх, следя
передать мяч из правой руки в левую руку. Руки за мячом. Можно передавать
опустить. Затем поднять и передать мяч из левой руки в мяч по кругу, вверху – внизу
(10-15 раз).
правую руку.

2.5 И.П. о.с. мяч в руках. Подкинуть мяч, сделать хлопок в мяч не подкидывать высоко,
стараться не уронить (10ладоши,и поймать мяч
15 раз).
2.6 И.П. о.с. мяч в поднятых над головой руках. руки с мячом опускать до уровОдновременно опустить руки понять колено правой ня живота, коленом касаться
ноги, дотронуться до мяча. Вернуться в и.п. Повторить мяча, стараясь не выбить его из
упражнение, коснувшись мяча коленом левой ноги
рук, спина прямая (10-15 раз).
2.7 И.П. стоя, мяч зажать между ног. Прыжки на двух ногах. колени не разжимать, стараясь
удержать мяч, ноги слегка согнуть (10-15 раз).
2.8 И.П. присесть, руки вытянуть с мячом вперед. задержать дыхание, голова
Оттолкнуться от дна (или бортика), скользить вперед до опущена в воду (6 раз от
бортика к бортику).
другого бортика. Упражнение «стрелочка»
2.9 И.П. о.с. мяч в руках. Повороты вправо – влево вокруг (повт.по 3 раза).
себя насчет 1-4.
2.1 И.П. лежа на спине, мяч под головой, держать двумя
Стараться
сохранять
0 руками.Разводить и сводить прямые ноги, упражнение равновесие (8-10 раз).
«ножницы».
2.1 И.П. лежа на спине, мяч под головой, ноги прямые.
Ноги прямые. Можно
1 Движениеног «кролем»
выполнять от бортика к
бортику (4 раза).
2.1 И.П. лежа на спине, руками держаться за поручень,
Подг.гр. Мяч зажать сильно
2 мяч междусогнутыми коленями. Повороты согнутых
коленями, поворачивать нижног вправо – влево
нюю часть туловища (8-10 раз).
3 Заключительная часть
3.1 ноги на ширине плеч, руки с мячом поднять вверх.
Наклонывперед.

3-5 мин
спина прямая, руки вытянуты
вперед, смотреть на мяч
(8-10 раз).

Занятие №7 «ЦИРК»
Оборудование: гантели по количеству детей.
Задачи: способствовать развитию мышечной силы рук, пресса, укреплять мышцы
ног, тренировать способность сохранять равновесие в воде, воспитывать положительно
отношение к занятию.
№ Содержание
Методические указания
1 Вводная часть
2- 3 мин
Ходьба на месте, ходьба с выведением прямых ног вперед-вверх, ходьба с высоким
подниманием колен, делая хлопок под коленом, прыжки на двух ногах, бег с
отведением пяток назад вверх к ягодицам.
2 Основная часть
15-17 мин
2.1 «Барабаны бьют».
локти разведены в стороны,
И.П.сидя по плечи в воде, в руках гантели.
Согнуть держать на уровне груди (2
руки в локтях на уровне груди. Выполнять
раза по 10 сек).
поочередные движения руками, имитируя игру на
барабане

2.2 «Выходят на арену силачи».
И.П. сидя по плечи в воде, руки с гантелями вдоль
туловища. Поднимать руки в стороны до уровня плеч и
опускать вниз
И.П. сидя по плечи в воде, руки с гантелями впереди
внизу. Поднимать руки вперед вверх до уровня груди и
опускать вниз

руки слегка согнуты в локтях,
ладонями вниз, не поднимать
руки высоко, спину держать
прямо (8-10 раз).
руки слегка согнуты в локтях,
ладонями вниз, упражнение
выполнять в воде, спина прямая
(8-10 раз).
И.П. сидя по плечи в воде, руки с гантелями над не опускать руки низко в воду,
головой, ладони развернуты от себя. Разводить руки в разводя руки в стороны напрястороны до уровня плеч и поднимать обратно вверх
гать мышцы рук (8-10раз).

2.3

2.4
2.5

2.6

2.7

3
3.1
3.2
3.3

3.4

И.П. сидя по плечи в воде, руки вытянуть вперед,
гантели вертикально. Развести руки в стороны на
уровне плеч исвести обратно перед грудью
И.П. сидя по плечи в воде, руки с гантелями впереди
внизу,ладонями вверх. Сгибать руки в локтях,
поднимая гантели к плечам и разгибать обратно вниз
«Цирковые лошадки».
И.П. стоя, одна нога выдвинута вперед, другая сзади.
Поскоки с продвижением вперед к другому бортику.
Поменять положение ног, руки имитируютхват за
уздечку.
«Канатоходцы».
И.П. стоя, ноги вместе, руки в стороны.Скользить
вперед по дну поочередно левой- правой ногами
«Гимнасты».
И.П. встать левым боком к поручню, левой рукой
держась за поручень, правая рука на поясе. Махи правой
ногой 5 раз вперед, 5 раз в сторону, 5 раз назад.
Повторить другой ногой.
«Тюлени машут хвостом».
И.П. лежать на спине, держатя за поручни, ноги
вытянуты. Поднимать и опускать прямые ноги,
напрягая мышцы пресса
«Веселые обезьянки»
И.П. лежать на спине, держась за поручни. Колени
согнуть, подтянуть к животу, поворачивать
нижнюю часть туловища вправо-влево
Заключительная часть
«Артисты кланяются».
И.П. стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны туловища
вперед
«Зрители аплодируют».
И.П.Сидя в воде, руки разведены встороны. Сводить и
разводить руки, делая хлопок
«Артисты прощаются».
И.П. стоя, ноги на ширине плеч,правая рука поднята
вверх. Делать плавные махи над головой. Повторить
левой рукой
«Артисты отдыхают».
И.П. лечь на спину, круг рюкзачком.

Руки слегка согнуты в локтях,
положение рук не менять, держать вертикально
при сгибании рук локти прижать к туловищу (8-10 раз).
ноги слегка согнуты в коленях,
спина прямая (4 раза)

стопы стараться не отрывать от
дна (4 раза от бортика к
бортику)
Ногу поднимать не высоко, туловище не наклонять (15 махов
каждой ногой).
не сгибать ноги в коленях
(10-15 раз).
колени держать согнутыми,
поворачивать нижнюю часть
туловища (10-15 раз).
3-5 мин
колени не сгибать, спина прямая (8-10 раз).
упражнение выполнять в воде,
не поднимать брызги (8-10
раз).
руку держать напряженной (8
раз каждой рукой).

Расслабиться.
Свободное плавание.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом
возрастных особенностей воспитанников, специфика их образовательных
потребностей и интересов
При организации обучения традиционные методы (словесные, наглядные,
практические).
Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации
образовательной
программы,
адекватных
образовательным
потребностям
и
предпочтениям детей.
- показ;
- объяснение;
- игровые приемы;
- совместная деятельность;
- физические упражнения;
- танцевально-ритмическая деятельность;
- самостоятельная деятельность детей;
- соревнования.
1. Личностно-развивающее взаимодействие:
индивидуальный подход к каждому ребенку;
учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера,
привычек, предпочтений;
партнерские взаимоотношения.
2. Личностно-порождающее взаимодействие: принятие ребенка таким, какой он
есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой- то
определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на
индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы,
предпочтения.
3. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка:
общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства,
помогать делиться своими переживаниями, мыслями;
помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
4. Формирование доброжелательных, внимательных отношений:
устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
поддерживать инициативу детей по созданию новых норм и правил.
5. Развитие самостоятельности:
учиться на собственном опыте;
быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений;
6. создание условий для самовыражения:
оказывать поддержку и помощь в овладении необходимыми
техническими навыками;
создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий;
7. Создание условий для физического развития:
обучать правилам безопасности;
создавать
доброжелательную
атмосферу
эмоционального
принятия, способствующую проявлениям активности всех детей в двигательной
сфере;
использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным
уровнемфизического развития .

Особенности взаимодействия с родителями
(законными представителями)

месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель

Форма проведения
Выход на родительские собрания
Заключение договоров
«Роль родителей в воспитании здорового ребёнка»
«Плавание – средство воспитания дошкольников»
Открытые занятия для родителей
«Физическое воспитание в семье»
Безопасность на воде
Открытые занятия
представителей)

для

родителей

Папка-передвижка
Папка-передвижка
Открытое занятия
Папка-передвижка
Информационный
материал
(законных Открытое занятие

3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
п/п

Наименование
№
помещений

Местоположение
(№ помещения по
поэтажному плану)

Плавательный
1
бассейн

раздевальная

-

Насыщенность

шкафчики на подгруппу детей
(4 секции);
скамейки
душевая
душевые кабинки 3 шт.
стойки
для
личных
гигиенических принадлежностей
Помещение с ванной для
ванна
купания

Доска для плавания
Комплект тонущих игрушек (камушки марблс)
Круги для плавания
Коврики резиновые массажные
Мячи разных диаметров
Палка-трубка
Плавающий обруч
Свисток
Секундомер механический
Термометр для воды

3.2.

Методическое обеспечение:

1.
Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – СПб.: Детство - пресс, 2003. – 80с.
2.
Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию
детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособиею – СПб.:
Издательсктво «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112 с., ил.
3.
Макаренко Л.П. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1979, 144 с., ил. –
(Азбука спорта)
4.
Обучение плаванию в детским саду: Кн. для сада и родителей / Т.И.Осокина,
Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
3.2.
Распорядок и режим дня
Занятия по обучению детей плаванию проходят в группах дошкольного возраста во
второй половине дня один раз в неделю.
Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей
составляет:
в старшей группе - 25 мин.,
в подготовительной группе - 25 - 30 мин.
Для профилактики переохлаждения детей плавание в бассейне не следует
заканчивать холодовой нагрузкой.
Прогулку детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут,
в целях предупреждения переохлаждения детей.

3.4. Особенности организации традиций, праздников, досугов
- Спортивные развлечения: «Веселые старты на воде»;
- Досуги, развлечения: тематические дни «Нептун в гостях у детей», «В поисках
сокровищ», «Летние денечки у озера».
3.5. Кадровое обеспечение
Инструктор по физической культуре:
- обеспечивает безопасность воспитанников при проведении физических и
спортивных мероприятий;
- развивает у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической
культурой;
- способствует формированию двигательного опыта детей (овладения основными
движениями), потребности в двигательной активности и физическом развитии;
- внедряет и реализует современные технологии по физическому воспитанию,
знакомит дошкольников с достижениями российских спортсменов.
- обеспечивает выполнение программы с учетом индивидуальных особенностей
воспитанников.
Медицинская сестра.
- контроль санитарного состояния всех помещений бассейна и купальных
принадлежностей;
- слежение за температурным режимом, влажностью воздуха и состоянием воды;

- осмотр детей перед каждым занятием и освобождение от занятий тех, кто жалуется
на плохое самочувствие;
- регистрация посещения детьми бассейна и указание причин пропуска занятий;
- наблюдение за состоянием каждого ребенка во время занятий и оказание
необходимой помощи;
- особое внимание к менее закалённым детям или тем, кто начал заниматься после
болезни;
- контроль за тем, как дети принимают душ, помощь в их одевании;
- отведение детей в групповую комнату при отсутствии педагога;
- проведение консультативной и пропагандистской работы по вопросам физического
развития и здоровья детей с родителями и персоналом МБДОУ.
При реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы
«Аквааэробика» допускается присутствие тьютора, ассистента (в соответствии с
заключением ПМПК)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».