СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Целевой раздел
1. 1
Пояснительная записка
3
1.2
Цель и задачи
5
1.3.
Принципы программы
6
1.4.
6
1.5.
Характеристики, значимые для разработки и реализации
Программы, в том числе характеристики особенностей
развития детей дошкольного возраста
Планируемые результаты реализации Программы
2.
Содержательный раздел
2.1.
Тематическое планирование
9
2.2.
Перспективное планирование. 1 год обучения
10
2.2.
Перспективное планирование. 2 год обучения
19
2.3.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации 28
Программы
2.4.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
3.
Организационный раздел
3.1.
Материально-техническое обеспечение программы
31
3.2.
Методическая литература
31
3.3.
Кадровые условия
32
2
8
30
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа дошкольного
образования «Солнечная мастерская» (далее Программа) предназначена для проведения
групповых занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 7 лет по
изобразительной деятельности.
Направленность (профиль) Программы – художественно-эстетическая.
Программа направлена на формирование у детей дошкольного возраста 5-7 лет
эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной
деятельности.
Актуальность Программы обусловлена важностью создания условий для
всестороннего и гармоничного развития дошкольников. Программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития
дополнительного образования способствует формированию и развитию творческих
способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся.
Обучение обучающихся происходит в интеграции разных видов изобразительного
искусства и художественной деятельности детей, обеспечивающих оптимальные условия
для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает
потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать
интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное
художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту
(стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает
высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Взаимодействие различных видов изобразительных искусств и художественной
деятельности в едином образовательном пространстве ДОО открывает новый путь
художественного освоения действительности в дошкольном детстве. В условиях
интеграции изобразительная деятельность выступает как социально-педагогическое
явление, которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребенка,
обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с
другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий
ребенка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми. Стержневым основанием каждого
блока выступает художественный образ, который дети воспринимают в процессе
знакомства с произведениями искусства (подлинниками) и творчески создают в разных
видах художественной деятельности.
В эстетическом развитии детей центральной является способность ребенка к
восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа
(в рисунке, лепке, аппликации, конструкции, сочинительстве), который отличается
оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся
как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Таким образом,
интегрированный подход позволяет:
-оптимизировать художественное воспитание в ДОО;
-улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми;
3
-повысить креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность
каждого ребенка.
Современное общество глубоко заинтересовано в художественноэстетическом воспитании подрастающего поколения. Художественно-эстетическое
воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и
гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем
содействует человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих
предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности
их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому
создавать художественные произведения. В связи с этим значение изобразительного
искусства понимается в настоящее время как важнейший аспект эстетического
воспитания детей.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства.
Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные,
если в них находят отражение жизненные обобщения. Художественный образ лежит в
основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим
понятием в системе эстетического воспитания. Художественные образы аккумулируют
достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах.
Основу художественного образа составляют «три кита» - эмоциональность, интерес,
активность (Е.А. Флерина).
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи« (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (Зарегистрирован 29.01.2021 №
62296)
5.
Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. на 30 сентября 2020 года);
6. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа –
адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
(приказ Министерста Просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1022).
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью
программы является:
1. Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач,
предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная
комплексность основывается на следующих принципах:
4
- Формирование у детей устойчивого интереса к использованию
в своей
деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой
деятельности.
- Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного
образа.
- Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и
инструментами.
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику, координацию рук.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
2. Доступность материалов и оборудования для реализации программы.
3. Постепенное усложнение программного материала.
Программа рассчитана на обучающихся 5-7 лет без предъявления специальных
требований. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к
обучению, учет индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностей
обучающихся.
Режим занятий - 1 раз в неделю с сентября по май, 32 занятия в год.
Продолжительность занятий: 5 – 6 лет – 25 минут, 6 – 7 лет – 30 минут.
Объем Программы - 1 раз в неделю с сентября по май, 35 занятий в год.
Перечень форм обучения: групповая, очная.
Перечень видов занятий: предусмотрены как теоретические – рассказ педагога,
беседа с детьми, рассказы детей, показ педагога способа действия,- так и практические, в
ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы: создание выставок,
презентация творческих работ. Проводится для детей, педагогов и родителей.
2. Цели и задачи общеразвивающей Программы
Цель программы – формирование эстетического восприятия и развитие творческих
способностей детей средствами различных видов изобразительной и прикладной
деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- создавать благоприятные условия развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ
- знакомить с приемами рисования, лепки, аппликации.
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий,
сооружений.
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и
явлений окружающей деятельности.
- формировать умение оценивать созданные изображения.
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, поделок,
иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать
сочетание цветов.
5
- развивать творческие способности детей.
- закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного
искусства, полученные на занятиях по изобразительной деятельности;
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения изобразительного
искусства, формировать основы эстетического восприятия;
- развивать художественно-творческие способности у детей;
- развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными
материалами;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств,
эстетического вкуса у детей;
- воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем
мире;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и
приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности,
художественно – эстетическая пространственно – предметная среда. Методика работы
строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности
сформировать у детей самостоятельность, инициативность, творческую активность,
способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация
процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также
учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно –
творческую деятельность.
1.3 Принципы программы:
-Доступности
(простота,
соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям);
-Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
-Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей. Учёт возрастных и
индивидуальных возможностей детей.
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы, в
том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста:
• 5 – 6 лет;
• 6 – 7 лет.
Дети с ОВЗ имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития
сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
6
Особенности изобразительной деятельности детей с ОВЗ обусловлены
структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения, наблюдающиеся
практически у всех детей с различными вариантами отклонений, влияют на формирование
изобразительной деятельности.
Так,
при
задержке
психического
развития,
умственной
отсталости наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавания промежуточных
цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность,
целостность, осмысленность, точность. Эти отклонения в развитии не обеспечивают
полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных
ориентировок сказывается на рисовании предметов, человека и их расположении на
бумаге. Ограниченность образов-представлений затрудняет сюжетное и предметное
рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять
и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку.
У детей с нарушением зрения трудности в овладении изобразительной
деятельностью связаны с патологией зрения. Малейшие отклонения в строении и
функционировании зрительного анализатора могут влиять на цветоощущение, не
обеспечивая восприятия всего цветового спектра, а нарушение пространственного
восприятия не позволяет различать предметы на расстоянии. Ребенок с проблемами
зрения в силу этого не может достичь высших ступеней в развитии изобразительной
деятельности, но способен овладеть умением правильно графически изображать
действительность, проявлять творчество в таком виде изобразительного искусства, как
скульптура (лепка). Этому способствует сохранное активное осязание.
Дошкольники с нарушением слуха в овладении изобразительной деятельностью
опираются на комплекс накопленных образов (зрительных, двигательных, осязательных),
которыми ребенок может оперировать, что и создает основу для осуществления
изобразительной деятельности.
При условии своевременно начатой коррекционной работы, учета особенностей
развития, умелой организации и использовании обучающих технологий, дети с
различными проблемами овладевают в доступной им форме разными видами
изобразительной деятельности. Они могут проявлять творчество в разных жанрах
изобразительного искусства.
От 5 до 6 лет
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально
откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и
изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные
эмоциональные состояния людей. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с
художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем
развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 5 годам круг
изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел
детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими
техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской,
промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают
использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы
круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом,
украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование
начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую
конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать
поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с
7
ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых
форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков,
форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд,
повторяя изображения по несколько раз.
От 6 до 7 лет
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел
ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование
техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом
кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать
краску на палитре для получения 10 светлых, темных тонов и новых оттенков,
разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну
краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с
ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников,
преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько
треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники.
Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные
композиции.
1.5.Планируемые результаты реализации Программы
5 – 6 лет
- самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений
окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается
передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых
объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а так же, свое личное отношение;
- в разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению
развернутых сюжетов; в декоративно – оформительской деятельности создает изделия,
гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета;
- применяет освоенные художественные техники и способы, учится сочетает их для
реализации своих творческих замыслов; осваивает новые техники (монотипия, коллаж,
мозаика, граттаж, декупаж, и др.) и различные изобразительно – выразительные средства;
замечает красоту и гармонию в окружающем мире;
- учится экспериментировать с красками, материалами для реализации своих
замыслов;
- целенаправленно следует своей цели, намеченному плану, преодолевает
препятствия (не отказываться от своего замысла до получения результата);
- стремится к участию в коллективных творческих проектах.
6 – 7 лет
- создает сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения, а так
же на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах,
путешествия, космос); «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые
приключения);
- в творческих работах передает различными изобразительно – выразительными
средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый
человек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.);
8
- совместно с педагогом реализует творческие замыслы, сочетает разные
художественные техники, в т.ч. нетрадиционные техники: тычок жесткой полусухой
кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, оттиск
пенопластом, оттиск смятой бумагой, восковые мелки и акварель, свеча и акварель,
монотипия предметная, черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография,
кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия пейзажная;
- сотрудничает с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
- с помощью педагога оценивает результаты собственной деятельности, определяет
причины допущенных ошибок, путей их исправления и достижения результата; проявляет
чувства удовлетворения от хорошо выполненной работы;
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Тематический план:
№ п/п
Тема занятий
Количество занятий
1 год обучения
Сентябрь
«Овощи, фрукты»
4
Октябрь
«Деревья»
4
Ноябрь
«Птицы»
4
Декабрь
«Животные»
4
Январь
«Человек»
4
Февраль
«Сказки»
4
Март
«Цветы»
4
Апрель
«Игрушки»
4
Май
«Загадки Акварельки»
4
Всего за 1 год обучения: 36
2 год обучения
Сентябрь
«Овощи, фрукты»
4
Октябрь
«Деревья»
4
Ноябрь
«Птицы»
4
Декабрь
«Животные»
4
Январь
«Человек»
4
Февраль
«Сказки»
4
Март
«Цветы»
4
9
Апрель
«Игрушки»
4
Май
«Загадки Акварельки»
4
Всего за 2 год обучения: 36
10
Перспективное планирование первого года обучения (старшая группа)
№ п/п
Тема занятия
Нетрадиционные техники
Программное содержание
Сентябрь
«Овощи, фрукты»
1
«Черёмуха»
«рисование тычком»
2
«Во саду ли, в огороде»
«рисование свечой»
«Мандаринки»
«рисование свечой»
«Натюрморт из яблок»
«рисование по сырой
бумаге», «штамп»
3
4
Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой
«способом тычка».
Развивать эстетическое восприятие, способность передавать
характерные особенности художественного образа.
Воспитывать художественный вкус.
Познакомить детей с техникой рисования свечой.
Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь.
Развивать творческое мышление и воображение.
Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой.
Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы
для передачи характерных признаков объектов.
Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок.
Побуждать изображать по представлению доступными им средствами
выразительности.
Развивать фантазию, воображение детей.
Октябрь
5
«Деревья»
«печать листьями»
Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания
листьями.
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через
природные формы.
6
«Осень на опушке краски
разводила»
кляксография
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
рисование свечой
Совершенствовать навыки рисования кляксами.
Продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного
рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного
нанесения пятен краски.
Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования.
7
«Мое любимое дерево
осенью»
«Золотая осень»
8
«Пейзаж у озера»
монотипия по-сырому
Продолжать обучать детей приемам работы в технике рисования
свечой.
Учить использовать в работе разнофактурный материал.
Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой
осенней природе средствами художественного слова, музыки,
произведений живописи.
Познакомить детей с новой техникой монотия по-сырому.
Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого
предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные
техники.
Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в
разных техниках.
Ноябрь
12
9
«Птицы»
«Городецкая роспись.
Птица»
пальчиковая живопись,
печать от руки, печатки
Познакомить с колоритом городецкой росписи.
Развивать чувство композиции.
Продолжать совершенствовать умение рисовать птиц при помощи
руки.
Развивать умение пользоваться печатками при украшении образа.
Учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей,
используя имеющиеся навыки: вырезывания и наклеивания.
Закрепить технику создания изображения на плоскости и в
полуобъеме при помощи ватных шариков. Развивать мелкую моторику
рук.
10
«Сова и синица»
тампонирование+
аппликация ватой
11
«Воробушки»
рисование по сырой
бумаге
12
«Снегири и синицы»
штампы
Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.
Закрепить умения красиво размещать изображения на листе.
Развивать композиционные умения.
Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц
при помощи штампов.
Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.
Развивать эстетическое восприятие.
Декабрь
13
«Животные»
«Конь на лугу»
трафарет, рисование
тычком
Учить детей составлять композицию с фигурой Городецкого коня.
Продолжать учить детей украшать образ способом тычка.
Формировать умение создавать выразительный образ.
13
Научить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке и
наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет.
Развивать фантазию, творческую активность в
выборе дополнительных элементов.
14
«Лисичка-сестричка»
рисование поролоном,
трафарет
15
«Животные Севера»
тампонирование,
трафарет, аппликация
ватными шариками
16
«Верблюд в пустыне»
набрызг, трафарет
Продолжать осваивать способ создания знакомого образа посредством
ватных шариков на горизонтальной плоскости.
Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре
краску.
Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной
поделки.
Продолжать учить детей технике набрызг.
Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.
Расширить представление детей о пустыне.
Воспитывать у ребят интерес к природе разных климатических зон.
Январь
14
17-18
«Снегурочка и Дед
Мороз»
пластилиновая живопись
Познакомить детей с новой техникой «пластилиновая живопись».
Учить изображать несколько персонажей.
Развивать умение отражать свои впечатления от новогоднего
праздника.
19
Добрые глаза бабушки
моей
пальчиковая
Закрепить умение использовать различные материалы для более
живопись, восковой мелок точного воплощения образа.
Развивать умение передавать внешнее сходство человека, его характер,
настроение, возраст.
Воспитывать самостоятельность в использовании изобразительных
техник.
20
«Ненецкая кукла»
граттаж
Познакомить детей с новой техникой рисования «граттаж».
Продолжать учить детей сильнее нажимать на изобразительный
инструмент, как того требует предлагаемая техника.
Развивать мелкую моторику рук.
Февраль
«Сказки»
21
Совершенствовать навыки рисования ладошкой.
«Сказочная птица»
печать от руки
Закрепить у детей умение смешивать краску на палитре.
Развивать воображение, фантазию.
Продолжать учить детей работать в технике - трафарет.
15
22
«Теремок»
трафарет
Побуждать ребят вносить объекты для изображения в соответствии с
темой и замыслом.
Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности
их строения.
Учить детей технике рисования восковыми мелками и акварелью.
23
«Снежная королева»
акварель «по сырому»+
восковые мелки
Учить ребят передавать образ сказочного дворца.
Развивать чувство композиции.
24
«Кот, петух и лиса»
печать от руки, печать
боковой стороной ладони,
тампонирование
Закрепить у детей умение передавать сюжет сказки, используя
знакомые нетрадиционные техники рисования.
Развивать творчество, фантазию.
Развивать стремление выполнять работу красиво.
Март
«Цветы»
25
«Сирень»
рисование тычком
Закрепить умение рисовать ветку сирени способом тычка.
Формировать чувство композиции и ритма.
Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через
изображение ее образа в собственном творчестве.
26
«Комнатные цветы»
рисование поролоном,
Продолжать учить наносить на бумагу отпечаток с помощью
16
трафарет
поролонового тампона и трафарета, меняя цвет.
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
Поощрять детское творчество, инициативу.
27
«Цветик-разноцветик»
смешивание цветов
Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков,
освоения способов их получения.
Закрепить навык закрашивания внутри контура.
Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Совершенствовать навыки работы в технике кляксография.
«Букет хризантем»
28
кляксография, набрызг
Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с
темой и замыслом.
Развивать у детей творческое воображение.
Апрель
«Игрушки»
29
«Космическая ракета.
День космонавтики»
граттаж
Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж».
Формировать умение получать четкий контур рисуемого объекта.
Учить создавать композицию звездного неба.
Развивать эстетические чувства.
17
30
«Веселые матрешки»
граттаж
Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж».
Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное
изобразительное искусство нераздельно от устного народного
творчества.
31
«Машинки на стоянке»
граттаж
Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности
предмета в технике «граттаж».
Продолжать учить создавать композицию рисунка.
Развивать чувство ритма.
32
«Плюшевый медвежонок»
рисование поролоном
Закрепить умение рисовать поролоном.
Побуждать передавать в рисунке образ знакомой игрушки. Закреплять
умение изображать форму частей, их величину, расположение и цвет.
Развивать творческое воображение детей.
Май
«Загадки Акварельки»
33
«Подводное царство»
рисование по сырому+
Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных
восковые мелки, набрызг и техник рисования.
др.
Продолжать развивать у ребят творческое воображение, фантазию,
мышление.
18
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать
друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный
материал. Доводить начатое до конца.
34
«Космический город»
рисование свечой,
набрызг и др.
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных техниках.
Развивать воображение и творчество.
Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе
бумаги.
Вызывать эмоциональное отношение к образу.
35
«Воздушные замки»
«рисование по-сырому»,
«граттаж», «рисования
тычком»
Закрепить умения использовать в работе нетрадиционные техники
рисования тычком, по-сырому, граттаж.
Развивать чувство композиции и ритма.
Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования.
Понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.
36
«Вот и лето пришло»
«печать от руки»
Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать
их до определенного образа.
Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе.
Развивать воображение и творчество.
19
«Выставка рисунков детей данной группы»
Перспективный план работы второго года обучения (подготовительная к школе группа)
№
п/п
Тема занятия
Нетрадиционные техники
Программное содержание
Сентябрь
«Овощи, фрукты»
1
«Овощи и фрукты-герои сказки смешивание цветов, рисование по Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре.
«Чипполино»
мятой бумаге
Познакомить детей с новой техникой рисование по
мятой бумаге.
Развивать образное восприятие, чувство цвета.
2
«Дары осени»
3
4
«Натюрморт с арбузом»
«Фрукты»
монотипия
Совершенствовать технику рисования «монотипия».
Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для
передачи натюрморта.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта.
Предложить детям на основе впечатлений, знаний,
умений, изобразить натюрморт с арбузом используя
технику трафарет и тычок.
Развивать творческую активность.
трафарет, рисование тычком
Продолжать совершенствовать технику по сырому с
отражением.
Учить определять место предметов в натюрморте,
передавать характерные особенности предметов.
Развивать чувство композиции.
«рисование по сырому»,
«монотипия»
20
Октябрь
«Деревья»
5
«Ветка рябины в вазе»
пальчиковая живопись
6
«Березка»
рисование свечей
7
«Дерево под ветром и дождем»
рисование свечей в сочетании с
акварелью
8
«Ёлочка пушистая»
Развивать умение планировать расположение отдельных
предметов на плоскости, при
использовании нетрадиционных техник.
Совершенствовать умение передавать в рисунке
характерные особенности рябины.
Развивать творчество, фантазию при выборе
изобразительного материала.
Совершенствовать умение в технике «рисование
свечей».
Учить детей передавать в рисунке характерные
особенности березы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту
осени.
Продолжать знакомить детей с техникой «рисование
свечей», сочетать с акварелью.
Учить детей изображать различные образы деревьев
осенью.
Развивать у ребят фантазию при выборе
изобразительного материала и составление композиции.
Учить изображать деревья с помощью рисования смятой
рисование смятой бумагой, тычок бумагой, жесткой кистью, мелками.
жесткой полусухой кистью и
Продолжать обучать детей способам действий жесткой
восковыми мелками.
кистью.
21
Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить
изображения каких-либо небольших предметов.
Ноябрь
«Птицы»
9
10
«Снегири на ветках»
«Ночной филин»
тычок, набрызг
Совершенствовать навыки рисования способом «тычка»
и набрызга.
Развивать умение самостоятельно создавать
композицию.
рисование свечой, трафарет,
рисование ватными палочками
граттаж
11
«Голуби»
12
«Воробьи на крыше»
Закрепить навыки рисования при помощи трафарета и
ватных палочек.
Продолжать учить детей рисованию свечей.
Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать совершенствовать технику граттаж.
Формировать умение получать четкий контур рисуемых
объектов, сильнее нажимая на изобразительный
инструмент.
Развивать композиционное и пространственное
восприятие.
Совершенствовать навыки нетрадиционной техники –
трафарет.
Воспитывать интерес к природе, желание отражать
впечатления в изобразительной деятельности.
трафарет
Декабрь
«Животные»
22
13
«Пушистые детеныши
животных»
рисование поролоном, тычок
жесткой полусухой кистью
14
«Пушистая собака»
тычок жесткой
полусухой кистью»
15
«Животные жарких стран»
«Олени в зимнем лесу»
16
Учить детей изображать пушистого животного в какойлибо позе или движении.
Продолжать учить детей использовать при изображении
шерсти материал разного вида: поролон, трубочка.
Развивать творческое воображение.
Продолжать учить детей рисовать домашних животных
разными материалами по фону, передавая фактуру
шерсти животного, тычком полусухой кисти.
Совершенствовать умение составлять композицию,
включая знакомые изображения, варьируя их размер.
Развивать творческую активность.
Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать
рисование тычком, пальчиковая
по всему листу.
живопись, кляксография, набрызг. Совершенствовать технику рисования пальцами,
«кляксографией», тычком, набрызгом.
Развивать любознательность.
тычок жесткой полусухой кистью, Совершенствовать навыки изображения животных,
рисование поролоном
используя нетрадиционные техники рисования.
Продолжать учить, самостоятельно выбирать технику
рисования.
Развивать чувство цвета и композиции.
Январь
«Человек»
17
«Это мамочка моя»
Восковые мелки + акварель и др.
23
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с нетрадиционными материалами
и техниками.
Закрепить умение самостоятельно выбирать технику
выполнения портрета мамы.
18
19-20
«Олимпийские чемпионы»
рисование на полиэтиленовой
пленке, пальчиковая живопись
Закреплять умение изображать человека в движении в
технике «пальчиковая живопись».
Развивать умение располагать фигуры на листе в
соответствии с задуманным сюжетом.
Воспитывать желание заниматься спортом.
«Саночники»
печать цветными мыльными
пузырями, восковые мелки
Познакомить с новой техникой «печать цветными
мыльными пузырями» для создания фона.
Развивать умение располагать фигуры на листе в
соответствии с задуманным сюжетом.
Закреплять умение изображать человека в движении.
Февраль
«Сказки»
21
«Лиса и журавль»
22
«Фонари в городе Снеговиков»
23
24
«Снежная королева»
рисование по сырой бумаге,
смешивание цветов
Закрепить навыки рисования «по сырому».
Закрепить умение смешивать на палитре краску.
Развивать у детей усидчивость.
батик
Познакомить детей с новой техникой «батик».
Учить детей рисовать по ткани.
Формировать эстетический вкус.
батик
Продолжать знакомить детей с техникой «батика».
Развивать у детей чувство цветовосприятия.
Воспитывать интерес к зимним явлениям природы.
свеча+акварель
Учить детей самостоятельно придумывать и изображать
морозные узоры при помощи рисования свечой в
сочетании с акварелью.
«Госпожа Метелица»
24
Развивать воображение, фантазию.
Развивать мелкую моторику.
Март
«Цветы»
25
26
«Цветы в вазе»
«Георгины»
граттаж
Совершенствовать технику рисования «граттаж».
Продолжать формировать чувство композиции и ритма.
Развивать чувственно – эмоциональное восприятие
окружающего мира.
Закрепить приемы работы в технике кляксография.
Продолжать учить детей передавать в работе
характерные особенности внешнего вида разных цветов.
Способствовать расширению знаний о многообразии
растительного мира.
кляксография
Продолжать совершенствовать технику изображения граттаж.
Совершенствовать приемы работы с острым краем
палочки.
Воспитывать уверенность, инициативность в опытном
освоении новых художественных материалов и способов
работы с ними.
граттаж
27
«Маки»
28
«Подсолнухи»
Продолжать учить детей навыкам рисования техникой
«батик».
Продолжать учить детей рисовать по ткани, используя
гуашь.
Закрепить представление о внешнем виде цветка.
Батик
25
Апрель
«Игрушки»
29
«Веселые человечки»
пластилинография,
процарапывание палочкой
Продолжать знакомить детей с техникой
«пластилинография».
Закрепить и усложнить способ изображения фигурки
человека.
Продолжать знакомить детей с орнаментами народов
севера.
Воспитывать у детей аккуратность в работе.
30
«Ёжик в тумане»
тампонирование, набрызг
Совершенствовать навыки изображения сказочного
персонажа, выполняя работу в технике тампонирование
и набрызг.
Закрепить знание детей о цветовой гамме.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
31
«Баба Яга и леший»
рисование деревянными и
ватными палочками
32
«Семеновские матрешки»
пальчиковая живопись, оттиск
штампами, печатками.
Учить детей изображать при помощи деревянной и
ватной палочек, способов действий и взаимоотношений
героев.
Развивать чувство композиции.
Развивать интерес к народному творчеству.
Май
26
Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные
особенности форм предметов.
Продолжать учить детей использовать техники
рисования: «пальчиковая живопись», оттиск штампами,
печатками.
Развивать самостоятельность, творческую активность.
«Загадки Акварельки»
33
«Космический пейзаж»
34
«С днем Победы!»
35
«Любимый город»
36
«КВН по изобразительной
деятельности»
батик, граттаж, кляксография
Совершенствовать умения и навыки подбирать материал,
соответствующий технике нетрадиционного рисования.
Продолжать учить детей создавать многоплановую
сюжетную композицию.
Закрепить знания детей о различных техниках
рисования: батик, граттаж, кляксография.
Развивать фантазию, воображение детей.
Развивать мелкую моторику.
граттаж или кляксография и др.
Продолжать учить рисовать детей праздничный салют,
используя технику гратаж или кляксографию .
Продолжать совершенствовать навыки детей выбирать
необходимые для рисунка материалы: акварель,
восковые мелки, гуашь, трубочки, палочки и т.д.
Продолжать воспитывать патриотические чувства.
восковые мелки+акварель и др.
Показать красоту родного города.
Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых
оттенков.
Совершенствовать технические навыки в рисовании
нетрадиционными техниками.
Развивать наблюдательность.
Разные техники
Развивать, совершенствовать, закреплять полученные
навыки и умения нетрадиционной техники рисования.
Расширять знания детей о видах и жанрах
изобразительного искусства. Закрепить знания детей об
орнаментах народов севера.
Воспитывать художественное восприятие детьми
произведений искусства.
27
Доставить детям радость, уверенность в своих силах
через развлекательный досуг, посвященный
изобразительно-художественному искусству.
«Выставка рисунков детей данной группы»
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
1. Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и помещениях ДОУ.
2. Фотоматериалы.
3. Открытое занятие для родителей.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей дошкольного
возраста, положительно влияет на развитие их способностей, умений и навыков.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей детей, педагог дает возможность
активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми
нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета. Так же решаются задачи развития психических познавательных
процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой
мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это
своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им
малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной техники необходимо использовать для полноценного развития
детей. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с
ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию
интереса к народной культуре, декоративно-прикладному искусству.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что
обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие
чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид,
вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
28
Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии, используемые в развитии изобразительной деятельности
детей в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности «Солнечная мастерская», не
будучи по своей сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а
изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных
приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
1. Подготовка рабочего места к изобразительной деятельности.
2. Игровая беседа, подразумевающая устное изложение начальной теоретической части занятия по различным понятиям и
терминам, связанным с изобразительной деятельностью и искусством (Словесные методы).
3.
Демонстрация наглядных пособий по теме, образцов детских работ (Наглядные методы)
4.
Объяснение последовательности технического исполнения творческой работы. (Наглядные, практические методы)
5.
Выполнение творческой работы ребенком одновременно с педагогом или самостоятельно
6. Обзор готовых работ
Особенности взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
1. Личностно-развивающее взаимодействие:
индивидуальный подход к каждому ребенку;
учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений;
партнерские взаимоотношения.
2.
Личностно-порождающее взаимодействие: принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не
подгоняет ребенка под какой- то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на индивидуальные особенности
ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения.
3. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка:
общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями,
мыслями;
помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
4. Формирование доброжелательных, внимательных отношений:
устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
поддерживать инициативу детей по созданию новых норм и правил.
29
5. Развитие самостоятельности:
учиться на собственном опыте;
быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений;
6. создание условий для самовыражения:
оказывать поддержку и помощь в овладении необходимыми т ехническими навыками;
создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий;
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста,
положительно влияет на развитие их способностей, умений и навыков.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей детей, педагог дает возможность активно,
самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными
техниками, развивая фантазию, восприятие цвета. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия,
воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки,
глазомера, координации движений. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными
материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях.
Поэтому приемы нетрадиционной техники необходимо использовать для полноценного развития детей. У детей формируется умение
ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят
развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными
средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то
нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает
радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии, используемые в развитии изобразительной деятельности детей в
рамках реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Солнечная мастерская», не будучи по своей сути
новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность,
в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий
оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
30
Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ
План работы с родителями детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Месяц
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Форма
Мероприятие
Анкетирование
«Определение интереса ребенка к
изобразительной деятельности».
Консультация
«Значение рисования
нетрадиционными способами.
Папка-передвижка
«Рисование
нетрадиционными
способами».
Семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник
и материалов в совместном творчестве с
детьми».
Беседа
и «Как привить любовь к творчеству».
консультации
по
запросу.
Тестирование
«Ваши отзывы»
родителей
Мастер-класс
«Рисуем весело»
Стенгазета
«Мы рисуем в детском саду»
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. материально-техническое обеспечение
Примерный комплект художественных материалов, инструментов
оборудования изостудии:
- Альбомы для детского художественного творчества.
- Белый и цветной картон.
- Наборы цветной бумаги.
- Салфетки бумажные.
Художественные материалы, инструменты и их «заместители»
:
- Пластилин.
- Кисти.
- Краски гуашевые.
- Краски акварельные.
- Цветные и простые карандаши.
- Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий).
- Клей или клеящие карандаши.
- Клеевые кисточки.
- Стеки.
- Досочка ( клеенка) для работы
Оборудование:
- столы детские
- стулья детские
- стаканчики - 10 шт.
- мольберт
и
3.2. Методическое обеспечение.
Литература находится в методическом кабинете МБДОУ д/с № 33 «Веснушки»
1.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007. – 144 с., 16 л. вкл.,
переиздание дораб. и доп.
2.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КарапузДидактика», 2006. – 208 с., 8 л. вкл.
3.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.:
«Карапуз-Дидактика», 2007. – 208 с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
4.
Коптцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая
программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений
и учебно-воспитательных комплексов (вторя младшая, средняя, старшая и
подготовительная группы). – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.
5.
Галанов А.С., Корнилов С.Н., Куликова С.Л. занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 80 с.
6.
Давыдова Т.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.
– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с. (электронный носитель)
7.
Давыдова Т.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.
– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 72 с. (электронный носитель)
3.3. Кадровые условия
1. педагог дополнительного образования (требования в соответствии с
действующим законодательством РФ);
2. в соответствии с рекомендациями ПМПК допускается присутствие тьютора,
ассистента.