Содержание программы
1. Пояснительная записка
3
2. Содержание образовательной деятельности
9
3. Тематическое планирование
13
4. Система отслеживания успешности реализации программы
18
5. Информационно-методическое обеспечение
22
Приложение 1. Виды техники рисования
Приложение 2. Игры и упражнения с песком
2
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом
образования на сегодняшний день выступает личностно-ориентированное взаимодействие
педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и
потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном
благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разностороннее и
сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности
мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению разных задач.
Поэтому актуальным является вопрос о совершенствовании дидактических приемов.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в
воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических
технологий. Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности
ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и
эмоциональной сферах.
В настоящее время художественно – эстетическое развитие дошкольника является
наиболее актуальным, так как именно в дошкольном детстве закладываются фундамент
творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе,
формируется духовность будущего гражданина.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий,
где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем – то
стихотворения, песни, танцы. Освоение техники рисования песком позволяет обогащать и
развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение – значит, обрести
способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий
замысел автора, делающий невидимое видимым.
Песочное рисование – нетрадиционное направление изобразительного искусства.
Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным
образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера
чуда поддерживается соответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный
вид искусства называется Sand-art, т.е. «искусство песка». Песок – эта та же краска, только
работает по принципу «света и тени». Эта «краска» прекрасно передает все человеческие
чувства, мысли и стремления.
Песок - это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим
возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной
творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания.
Среди позитивных феноменов, зафиксированных специалистами, можно выделить
наиболее значимые. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка
форма деятельности, имеющая ряд преимуществ перед стандартными формами обучения.
Во-первых,
усиливается
желание
ребёнка
узнавать
что-то
новое,
экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа «ручного
интеллекта».
В - третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует
развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
3
Во время работы с песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на
бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко
скорректировать. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв
чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь
разровнять песок – и можно начинать.
Песочное рисование подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом
творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. Упражнения
благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования
происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается
ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.
Художественное самовыражение используют в работе с детьми с целью
профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации
эмоционально-волевой сферы личности; оно способствует как духовно-нравственному,
так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих
воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также
применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей с ОВЗ.
Нужно отметить, что при рисовании песком, дети используют обе руки. Правая
рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических
способностей, интеллекта, концентрации, стимулирует развитие логических,
сознательных, аналитических операций, а так же развивает абстрактность,
рациональность, последовательность, объективность. А левая — развивает в ребенке
восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, размышление,
образное мышление, что является очень важным, т.к. существует два основных способа
восприятия: интеллектуально-логический и эмоционально-целостный, которые приводят в
действие процессы получения телом сенсорных ощущений и активируют
интеллектуальную сторону. Оба эти аспекта должны гармонично развиваться в ребенке, а
песок стимулирует это развитие.
Рисование
песком
направлено на
развитие
тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях,
тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие
различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, происходит работа над
дыханием, развивается внимание и память, фонематический слух. Рисование ребенком
фигур на песке так же оказывает огромное влияние при дальнейшем обучении письму.
Соприкосновения с песком влияет и на развитие мелкой моторики рук, которая, в свою
очередь, воздействует на речь ребенка. Моторные навыки, необходимые для письма,
приобретаются и закрепляются при повторении упражнений, движений. Так, рисование
песком фигур – эффективное упражнение для получения основных навыков письма.
Рисование песком оказывают большое влияние на развитие социальных навыков,
т.к. рисование может осуществляться не только индивидуально, но в группах, где дети
учатся взаимодействовать между собой. Активные занятия помогают детям получать
положительные эмоции. Таким образом, работа с песком обеспечивает целостное и
гармоничное развитие детей.
Концепция данной программы – создание комфортной среды общения, развитие
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Программа основана на следующих педагогических принципах:
4
принцип учета возрастных особенностей;
принцип личностного подхода;
принцип социальности;
принцип системности;
принцип гуманности;
принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.
Целью реализации программы является стимулирование самостоятельности и
творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
Задачи:
Образовательные:
1. обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка;
2. формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого
предмета;
3. развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета,
умение передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции
частей, используя разные оттенки света и тени;
4. продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами.
Развивающие:
1. развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление,
творческое воображение, креативность;
2. развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
3. развивать умение совместно работать в группе сверстников, планировать
деятельность.
Воспитательные:
1. вызвать интерес к рисованию песком на свето-песочном столе;
2. воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Предполагаемые результаты реализации программы дополнительного образования:
ребенок овладевает простейшими техническими умениями рисования на песке
(регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость ритмичность; умение
изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание
линий, цвета и тени);
ребенок способен самостоятельно создавать новое, используя полученные
практические навыки;
учится мыслить самостоятельно; сам ищет пути решения проблемы;
продолжает развивать индивидуальные творческие способности, воображение,
фантазию;
у ребенка продолжает развиваться пространственная ориентация.
Прогнозируемые результаты:
I.
К концу года ребенок должен владеть основами рисунка и композиции на
песке, а именно:
1. Владеть основными способами песочного рисования
2. Владеть видами рисунка на песке:
а) рисование щепотками;
5
б) рисование насыпанием;
в) рисование при помощи декоративных материалов;
3. Знать и применять в работе композиционные законы, приемы и правила.
После реализации программы дополнительного образования
должна быть
выполнена цель программы: у детей, занимающихся по данной программе, должны быть
сформированы и развиты его индивидуальные творческие способности, воображение,
фантазия, ребенок способен самостоятельно создать новое, используя полученные
практические навыки.
6
Содержание образовательной деятельности
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 4 - 5 лет. Основной формой
работы является занятие с песком, которое предполагает взаимодействие педагога с
детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Образовательная
деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом, с применением методов
и форм, соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся. Подбор
изделий, тематика, техника выполнения могут изменяться в зависимости от интересов,
умений и навыков занимающихся детей.
Формы работы:
подгрупповая;
индивидуальная.
Используемые технологии:
Индивидуализация обучения – индивидуальный подход и индивидуальная форма
обучения являются приоритетными;
Групповые технологии – организация совместных действий, коммуникация, общение,
взаимопонимание, взаимопомощь;
Технология личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей ребенка;
Репродуктивная
деятельность – прочность усвоения обеспечивается путем
многократного повторения;
Здоровьесберегающие технологии – обеспечивающие гигиенические оптимальные
условия образовательного процесса.
Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (5 человек) 1
раз в неделю по 20 минут в кабинете педагога-психолога в соответствии с тематическим
планом. При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих
условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку
необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая
жестких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых
упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и
самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, ценить его
инициативу и мнение.
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы
движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить
несколько правил:
перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
категорически нельзя бросаться песком;
не сыпать песок на пол и не вытирать об себя руки.
В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на
протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при
этом
качество,
содержание,
соответствие
действительности,
эстетическую
7
привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное
количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные
детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать
рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передать в
рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Каждое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и
заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики,
наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие
эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова: проведение
игр для привлечения внимания детей; беседу по теме о том, кто и что будет рисовать,
какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть – непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом
играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на
протяжении всей деятельности.
Обязательным является проведение физкультминутки в зависимости от
физического состояния детей.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков
товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной
деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения оформляется
фотоальбом детских творческих работ.
Интеграция образовательных областей при реализации программы:
художественно-эстетическое развитие (приобщение к эстетической стороне
окружающей действительности);
познавательное (развитие разнообразных способов познания, развитие
конструктивного и пространственного мышления, стимулирование развития
воображения, мышления, воспитание активного отношения к предметам и
объектам окружающего мира);
физическое (развитие мелкой моторики рук, координации движений);
социально-коммуникативное (развитие свободного общения со взрослыми и
детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке; речь детей в ходе
сопровождения рассказом своей деятельности, описание своей творческой работы).
Для успешной реализации программы необходимы:
световые планшеты, кварцевый песок.
материал: игрушки, палочки, кисточки, пуговицы, камушки, крышки, гребешки,
пластиковые вилки, ложки, силуэтные фигурки, плоскостные формы и другой
бросовый материал.
отдельное светлое помещение, оборудованное как для занятий изобразительной
деятельностью, так и для игр и неформального общения детей.
мультимедийное оборудование для создания музыкального фона занятий.
8
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Задачи
Сентябрь
1.
«Здравствуй, песок!»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования песком на стекле. Показать способы рисования
несколькими пальцами симметрично. Развитие умения регулировать мышечное напряжение.
2.
«Знакомство с песочным
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы
человечком»
получения точек и коротких линий. Учить рисовать детей предметы круглой формы. Снятие тонуса
ладоней. Развивать самостоятельность, креативность.
3.
«В гостях у песочной феи»
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке пальцами, всей
ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные,
короткие). Закреплять умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.
4.
«Осенний букет»
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию,
интерес. Снятие эмоционального напряжения.
Итоговое мероприятие: Публикация фотографий детских работ на сайте МБДОУ №33 «Веснушки»
Октябрь
5.
«Путешествие золотой
Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений. Развитие умений выполнять действия по
рыбки»
инструкции.
6.
«Мой город»
Показать способы рисования кулачком (высотные дома), рисование одним пальцем (телевизионные
антенны). Рассматривание фотографий с изображением г. Серова, самостоятельная деятельность детей.
7.
«Осень в песочной стране»
Продолжать учить детей рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на песке
(овощи, фрукты, грибы). Развивать креативность, самостоятельность.
8.
«Волшебный цветок»
Развитие внимания, связанного с координацией движений. Развитие моторики рук, тонких тактильных
ощущений. Развитие умений выполнять действия по инструкции.
Итоговое мероприятие:
Ноябрь
9.
«Сказочная страна»
Развитие мелкой моторики, тонких тактильных ощущений. Развитие умений выполнять действия по
инструкции.
10.
«Городок игрушек»
Формировать навык рисования геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Снятие
прихоэмоционального напряжения.
11.
«Необыкновенные следы»
Учить рисовать на песке, самостоятельно используя различные способы рисования (одним пальцем, всеми
пальцами одновременно, всей ладонью, ребром ладони, кулачком). Развитие тактильной чувствительности,
воображения, сенсорных представлений. Снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного
напряжения, расслабления.
12.
«Букет для мамы»
Показать способы изменения образа путем добавления деталей (бутоны цветов, дорисовываем лепестки,
превращаем ромашки в астры, астры в розы).
Итоговое мероприятие: Фотовыставка детских работ ко Дню матери
Декабрь
13.
«Зимушка, зима! Снеговик» Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования на песке пальцами, всей ладонью. Закрепить
навык рисования кругов различных по диаметру.
14.
«Маленькой елочке холодно Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования.
зимой»
Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.
15.
«Путешествие к гномам»
Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования на песке пальцами, всей ладонью. Снятие
тонуса кистей рук.
16.
«Новогодний праздник»
Закрепить приемы рисования по песку и способы рисования на песке дополнительными инструментами.
Самостоятельная деятельность детей, поощрение творческих замыслов.
Итоговое мероприятие: Создание мультфильма
Январь
17.
«Мир моей фантазии»
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию,
интерес. Снятие эмоционального напряжения.
18.
«Зимние виды спорта»
Показать способы изменения образа путем добавления деталей (спортивный инвентарь; превращаем коньки
в лыжи).
19.
«Мои любимые животные из Совершенствовать умения в рисовании на песке. Продолжать учить наносить равномерно различные линии
сказок»
(прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить
любимые сказки, животных.
20.
«Мы едем в гости»
Учить ориентироваться на «песочном листе». Закрепление пространственных представлений: «верх – низ»,
«право – лево», «над – под», «из-за – из под», «центр, угол».
Итоговое мероприятие: Фотовыставка детских рисунков на песке «Песочные истории»
Февраль
21.
«Приключения Квака»
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей
ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные,
короткие).
22.
«Паровоз по рельсам
Развивать умение различать предметы по цветам. Развивать память, восприятие цвета. Показать способы
мчится»
рисования несколькими пальцами симметрично (рельсы, шпалы, вагоны).
23.
«Подарок для папы»
Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы (всей ладонью, одним
10
или несколькими пальцами, ребром ладони). Воспитывать эстетическое восприятие.
24.
«Морозные узоры»
Показать способ насыпания песка щепоткой, рисование симметрично двумя руками (морозные узоры).
Создание условий для художественно-продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных
материалов.
Итоговое мероприятие: Фотовыставка детских работ ко Дню Защитника Отечества
Март
25.
«Здравствуй, весна!»
Упражнять в рисовании обеими руками одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с
временами года. Развивать чувство радости, успеха.
26.
«Мама – солнышко моё»
Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы: всей ладонью, одним
или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.
27.
«На птичьем дворе»
Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик
смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать
воображение.
28.
«Чего на свете не бывает?»
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать интерес и
фантазирование (например, рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, дома сами ходят). Снятие
эмоционального напряжения.
Итоговое мероприятие: Фотовыставка детских работ к Международному женскому дню
Апрель
29.
«Жили у бабуси два веселых Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик
гуся»
смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать
воображение.
30.
«Этот загадочный космос»
Закреплять способ рисования – насыпание песка из кулачка, продолжать знакомство с приемами
использования дополнительных инструментов (рисуем фон с помощью массажного мячика).
31.
«Радуга - дуга»
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле, используя
точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней.
32.
«Волшебные картинки»
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение,
интерес. Снятие эмоционального напряжения.
Итоговое мероприятие: Создание фотоальбома детских работ
Май
33.
«Праздничный салют»
Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками, используя дополнительные
инструменты. Создание условий для рассматривания иллюстраций на тему «ВОВ», «9 мая – День Победы».
Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.
11
34.
«Божьи коровки на
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точки на всю
лужайке»
поверхность предмета, рисовать травку.
35.
«Песочные прятки.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность
Домашние животные»
работать парами. Развивать фантазию, интерес.
36.
«Песочные прятки. Дикие
Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия. Продолжать учить наносить равномерно
животные»
различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ.
Итоговое мероприятие: Презентация Power Point «Кружок песочного искусства»
12
Система отслеживания успешности реализации программы
Основной системой отслеживания знаний и умений детей могут служить
контрольные занятия, создание фото выставок, видео или слайд-шоу с изображением
продуктов детского творчества.
Выявление возможных сложностей в освоении материала и отслеживание развития
личностных качеств ребенка проводится с помощью таких методов, как наблюдение,
беседа, анализ собственной деятельности по следующим показателям: мотивационная
сфера дошкольников (активность и самостоятельность в рисовании), социальное развитие
(умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства),
коммуникативные навыки, развитие психических процессов (внимание, память),
сенсорные навыки (уровень сформированности мелкой моторики), познавательный
интерес.
Первое контрольное занятие
Тема: «Букет для мамы»
Руководство: Дети стоят за световыми столами. В каждом определенное
количество песка. Детям предлагается нарисовать букет цветов, используя любые методы
рисования на песке и рассказать, что изображено на рисунке. Ребенку ничего не
навязывается, он вправе сам выбрать те способы, которые считает нужными и уместными
в рисовании букета.
На этом занятии можно проследить, как ребенок усвоил знания по этой теме,
речевые возможности воспитанников:
- умение ясно и последовательно выражать свои мысли;
- умение правильно передавать содержание рисунка;
- умение точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
- умение с помощью взрослого находить существенные признаки предметов;
- умение слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их.
В конце контрольного занятия проводят анализ работы.
Наблюдения фиксируют в схему:
Работа низкого
уровня
Работа среднего
уровня
Работа высокого
уровня
Работа нарисована с использованием простейших элементов.
Работа нарисована с использованием простых элементов, с
дополнением сложных.
Работа выполнена самостоятельно с использованием как простых, так
и сложных элементов, с авторскими дополнениями.
Второе контрольное занятие
Тема: «Морозные узоры»
Руководство: Дети стоят за световыми столами. В каждом определенное
количество песка. Детям предлагается выполнить рисунок предметов (вазы с фруктами) с
натуры. Педагог ничего не навязывает ученику, ребенок самостоятельно намечает
размеры и пропорциональность предметов.
На этом занятии прослеживается, как воспитанники усвоили знания по этой теме,
речевые возможности воспитанников.
В конце контрольного занятия проводят анализ работы.
Наблюдения фиксируют в схему:
Работа низкого
уровня
Работа среднего
уровня
Работа высокого
уровня
Изображенные предметы находятся не в центре,
непропорциональны.
Пропорциональны не все предметы в работе.
Работа выполнена самостоятельно. Предметы, изображенные на
рабочей поверхности пропорциональны, гармоничны, размещены в
центре светового стола.
В конце года обучения проводится завершающее контрольное занятие, которое
обобщает все темы, пройденные весь год обучения.
3.Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Групповое помещение
Песочный стол 2 шт.
Песочные планшеты 2 шт
Песок.
Стеки, печатки
14
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3.2. Информационно-методическое обеспечение
Список используемой литературы
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия –
СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.:
Речь, 2003 г.
Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М.:ИНТ, 2010 г.
Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. – СПб.: Речь, 2011 г. – 64 с.
Федосеенко М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию коммуникативной и
познавательной сфер средствами песочной терапии. – Волгоград: Учитель, 2016 г. – 122 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.sandpictures.ru
http://www.jlady.ru
http://www.u-sovenka.ru
http://www.vita-studia.com
http://www.mc-art.ru
http://www.sandproject.ru
Приложение 1
ВИДЫ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ:
Техника закидывания используется для создания темного фона на большей части
рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как
бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла
к центру или
противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько
далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются
причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо,
землю, море.
Техника засыпания используется для создания затемненных поверхностей.
Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках
рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз,
но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь
щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности,
аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От продолжительности
процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка.
При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.
Техника насыпания: взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально,
чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящейся в нескольких
сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен
высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой
сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и
изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов
рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием.
15
Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они
напоминают штрихование карандашом.
Техника вытирания: данный вид техники применяется для создания светлых
участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из
оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем
кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен
используем боковую поверхность большого пальца.
Техника процарапывания: итог процарапывания – создание светлого
контура,схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем
подушечку пальца или ноготь.
Техника отпечатка: помогает добиваться имитации различных фигур и
материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать
отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные
предметы: расческу, кисти, картонку.
16
Приложение 2
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПЕСКОМ
▪ Для развития изолированных движений указательного пальца.
Например: надавливание пальцем на предметы, лежащие на песке и на предметы,
спрятанные в песке издающие звук;
▪ Для развития пространственных представлений.
Например: начерти на песке план групповой комнаты, построим песчаный город,
«Секреты».
▪ Для развития зрительно- моторной координации.
Например: игры-лабиринты, в которых нужно глазами и пальцем проследить извилистый
путь сказочного персонажа («Колобок»).
▪ Для формирования кинетической основы двигательного акта.
Например:
▪ «Кошечка». Руководство: Положить кисти рук на поверхность песка ладонями
вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак с захватом песка, затем разжать их,
разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности песка,
и затем кулак или ладонь кладутся на песок.
▪ «Шалтай-Болтай». Руководство: Положить правую кисть на песок ладонью
вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук с
пересыпанием песка.
Упражнения для кончиков пальцев.
▪ «Молоточки».
Ударять подушечками пальцев по песку последовательно, начиная с большого
пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки,
затем одновременно пальцами обеих рук.
▪ «Гости»
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли,
Думали, что страшный зверь.
Дети постукивают по песку подушечками всех пальцев одновременно.
▪ «Мы играем»
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Дети держат кисти рук над поверхностью песка и по очереди слегка ударяют каждым
пальцем о песок, как будто играют на пианино.
▪ «Цыпленок»
Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
По песку он клювом бьет
Будто бы пшено клюет.
Дети постукивают по песку подушечкой безымянного пальца правой руки. Затем то же
самое левой рукой.
17
▪ «Кран»
Вот потек на кухне кран,
Капли капают в стакан.
Подскажите, как нам быть,
Что нам в кране заменить?
Дети постукивают по поверхности песка подушечкой среднего пальца правой руки.
Затем то же самое левой рукой.
▪ «Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Дети постукивают по песку подушечкой указательного пальца правой руки. Затем то
же самое левой рукой.
Графомоторные навыки.
Рисование. Срисовывание геометрических фигур. Задания на зарисовку деталей
предметов: дорисовывание незаконченных рисунков, предметов; создание собственной
картины. Рисование букв, недостающих элементов букв.
Графическая символика. Рисование узоров.
18