1
СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели, задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Планируемые результаты освоения Программы
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности
Вариативные форы, способы, методы и средства реализации
Программы
Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
Способы и направления поддержки детский инициативы
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение
Распорядок занятий
Особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий
Кадровое обеспечение
3
3
3
4
4
6
8
8
16
17
17
18
20
20
21
22
22
22
2
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного
образования социально-гуманитарной направленности «Абвгдейка» (далее Программа)
разработана
с
целью
организации
дополнительной
образовательной деятельности по обучению чтению детей 6-7 лет.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи« (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" (Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296)
5.
Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изм. на 30 сентября 2020 года);
6.
Приказом Министерства труда и социальной защиты от 5 мая
2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования,
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 25.11.2022 г. № 1028.
1.2. Цель:
Формирование предпосылок к успешному обучению в школе, овладение
детьми начальными навыками слитного чтения аналитико-синтетическим
методом.
Задачи:
- Формировать буквенный гнозис, навык звукобуквенного обозначения.
- Формировать навык слогослияния.
- Формировать языковой анализ и синтез слов.
3
- Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения,
расширения и активизации словаря.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную
мотивацию.
- Развивать графомоторные навыки.
- Формировать навык самоконтроля.
- Воспитывать интерес к чтению, ориентированный на удовлетворение
познавательных интересов.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.
Принцип последовательности (все задачи решаются методом
усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с
познавательными возрастными возможностями детей;
2.
Принцип доступности (заключается в простоте изложения и
понимания материала);
3.
Принцип наглядности (предлагает наличие большого количества
наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
4.
Принцип индивидуализации (учитывает психологические
особенности дошкольников);
5.
Принцип результативности (обеспечивает соответствие целей
программы и возможностей их достижения).
6.
Принцип интеграции предполагает связь с другими областями.
1.4.
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики.
Характеристика детей 6 -7 лет.
Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных
изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания
организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование
опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие
мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной
нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же
развитие познавательных и мыслительных психических процессов:
внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим
у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного
возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его
сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и
объектах.
4
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие
произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть
ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого
уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает
развиваться логическое мышление, что способствует формированию
способности ребенка выделять существенные свойства и признаки
предметов окружающего мира, формированию способности сравнения,
обобщения, классификации.
Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому
способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и
конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется
активный словарный запас и развивается способность использовать в
активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу
дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6
– 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания
успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога,
одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать
себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском
коллективе сверстников.
Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и
возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего
новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7
летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я
должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних
позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и
стремления. В результате игра, которая является главной ведущей
деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного
возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется
потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное
ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к
принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является
одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического
развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности
ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов:
прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием
5
здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное
обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Что же включает в себя психологическая готовность к школьному
обучению?
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие
компоненты:
личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к
принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего
круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в
отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа
привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития
эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть
достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне
которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;
интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка
кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое
мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия
предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память,
владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительнодвигательная координация;
социально-психологическая готовность этот компонент готовности
включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с
другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество,
действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям
детской группы.
1.5.
-
Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры детей дошкольного возраста.
ребёнок овладевает понятиями: «слово»,
«предложение»;
знает буквы;
различает гласные, твердые и мягкие согласные;
плавно читает слоги, слова;
делает звуковой анализ слов;
составляет из букв разрезной азбуки слова.
«звук»,
«буква»,
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности.
6
Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых
занятий.
В программу включены три непрерывно связанных между собой блока:
1 блок – развитие речи и подготовка к обучению чтению (включены
звуковой анализ и синтез);
2 блок – обучение чтению (звукобуквенный анализ);
3 блок – подготовка руки к письму.
Основные направления деятельности:
1.
Выделение изучаемого звука из слов. Изучаемый звук должен
находиться в сильной позиции, т.е. в начале слова в ударном слоге.
2.
Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно
обозначить графически, т.е. буквой.
3. Знакомство с печатной буквой, демонстрация буквы.
4.
Подбор зрительного образа буквы. Дети сравнивают букву с
реальными предметами, фигурками, животными. Важно, чтоб ребенок
самостоятельно представил образ буквы.
5.
Анализ буквы.
6.
Звуковой анализ слова.
7.
Дидактические игры.
Тематическое планирование деятельности
№ п/п
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Вводные занятия. Подготовительный период.
Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква А а
Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у
Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о
Звуки [м] [м`] буква М м
Звуки [с] [с`] буква С с
Звуки [х] [х`] буква Х х
Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.
Звуки [р] [р`] буква Р р
Звуки [ш] буква Ш ш
Гласный звук [ы]. Буква Ы
Звуки [л] [л`] Буква Л
Чтение Л-Р
Звуки [н] [н`] Буква Н
Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.
Звуки [к] [к`] Буква К
Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.
Звуки [т] [т`] Буква Т
Гласный звук [и]. Буква И
Звуки [п] [п`] Буква П
всего
занятий
2
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
7
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Звуки [з] [з`] Буква З
Звук [й`] Буква Й
Чтение И-Й, ый-ий
Звуки [г] [г`] Буква Г
Парные С-З, Г-К
Согласные звуки [в], [в,]. Буква В в.
Согласные звуки [д], [д,]. Буква Д д.
Чтение Д-Т
Согласные звуки [б], [б,]. Буква Б б
Согласные звуки [ж]. Буква Ж ж. (2 з.)
Чтение Ж-З, Б-П.
Буква Е е
Буква Ь.
Буква Я я.
Буква Ю ю.
Буква Ё ѐ.
Согласный звук [ч]. Буква Ч ч.
Гласный звук [э]. Буква Э э.
Согласный звук [ц]. Буква Ц ц.
Согласный звук [ф]. Буква Ф ф.
Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.
Буква Ъ.
Чтение текстов, задания по карточкам
Итоговое.
Итого:
2
1
1
2
2
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
5
1
72
Содержание программы Сентябрь
1-2. Вводное занятие. Подготовительный период. (2 з.)
Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения.
Составление предложений по схеме. Деление предложений – на слова, слов –
на слоги.
Закрепление представлений о слове. Деление слов на части.
Определение количества слогов в словах.
Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков.
Представление о гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и
выделение гласных и согласных звуков из слов.
3.
Гласные звуки. Буква А а (1 з.)
Буква А а
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука,
соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Нахождение буквы в печатном тексте. Чтение букв.
4.
Гласные звуки. Буква У у (1 з.)
8
[а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква
У у Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука,
соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Нахождение буквы в печатном тексте.Чтение букв.
5.
Гласные звуки. Буква О о (1 з.)
[а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О
о Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука,
соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
6-7. Согласные звуки [м], [м`]. Буква М м. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КОТ.
Познакомить с буквой М м и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического
образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
Октябрь
8-9. Согласные звуки [с], [с`]. Буква С с. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква С с.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОМ.
Познакомить с буквой С с и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического
образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
10-11. Согласные звуки [х], [х`]. Буква Х х. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ.
Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического
образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
12-13.Закрепление пройденных букв и звуков. (2з.)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Чтение слогов и слов с данными буквами.
14-15. Согласные звуки [р], [р`]. Буква Р р. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА.
9
Познакомить с буквой Р р и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического
образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
Ноябрь
16-17. Согласные звуки [ш]. Буква Ш ш. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС.
Познакомить с буквой Ш ш и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического
образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
18. Гласные звуки [ы]. Буква Ы. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ.
Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает. Выделение
звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение
места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
19-20. Согласные звуки [л], [л`]. Буква Л л. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО.
Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
составление слов СА-ЛО, СА-ША из разрезной азбуки. Сопоставление буквы
и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
21. Чтение Л-Р. (1 з.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЛАСКА. Чтение слогов,
слов со звуками Л и Р, чтение предложений.
22-23. Согласные звуки [н], [н`]. Буква Н н. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
10
24.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Чтение слогов и слов с данными буквами.
Декабрь
25-26. Согласные звуки [к], [к`]. Буква К к. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
составление слов ЛУК, РАК из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
27.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Чтение слогов и слов с данными буквами.
28-29. Согласные звуки [т], [т`]. Буква Т т. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.
Познакомить с буквой Т т и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
составление слов УТКА, КОТ из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
30. Гласный звук [и]. Буква И и. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.
Познакомить с буквой И и, звуком, который она обозначает. Выделение
звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение
места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
31-32. Согласные звуки [п], [п`]. Буква П п. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой П п и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из разрезной азбуки. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
Январь
33-34. Согласные звуки [з][з`]. Буква З з. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.
11
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.
Познакомить с буквой З з и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического
образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
35.
Согласный звук [й]. Буква Й. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА.
Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение
звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение
места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
36.
Чтение И - И, ЫЙ - ИЙ. (1 з.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИНИЙ. Чтение слогов,
слов с буквами Ы - Й, чтение предложений. 37-38. Согласные звуки [г][г`].
Буква Г г. (2 з.)
37-38. Согласный звук [г], [г`]. Буква Г г.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы,
определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического
образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
39-40. Чтение С-З, Г-К . (2 з.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА . Чтение слогов,
слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений.
Февраль
41-42. Согласные звуки [в], [в`]. Буква В в. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.
Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает.
Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в
тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
43-44.Согласные звуки [д], [д`]. Буква Д д. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ.
12
Познакомить с буквой Д д и звуками, которые она обозначает.
Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ДОМ, Дима
в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
45. Чтение Д-Т . (1 з.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Подбор слова к звуковой схеме . Чтение слогов,
слов со звуками Д, Т. Чтение предложений.
46-47. Согласные звуки [б], [б`]. Буква Б б. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Б б.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ.
Познакомить с буквой Б б и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического
образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
Март
48-49. Согласные звуки [ж]. Буква Ж ж. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ж ж.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО.
Познакомить с буквой Ж ж и звуками, которые она обозначает.
Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
50.
Чтение Ж-З, Б-П. (1 з.)
Закрепить ранее изученные буквы. Характеристика звуков. Звуковой
анализ слова .
Чтение слогов, слов со звуками Ж-З, Б-П. Чтение предложений.
51.
Гласный звук [е]. Буква Е е. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Е е.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛЕС.
Познакомить с буквой Е е, звуками, который она обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического
образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
52.
Буква Ь. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ.
Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического
образа.
13
Чтение слогов, слов, предложений.
53.
Гласный звук [я]. Буква Я я. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука, звуковой анализ слова РЕБЯТА.
Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического
образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
54.
Гласный звук [ю]. Буква Ю ю. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ю ю, звуками, которые она обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического
образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
55.
Гласный звук [ѐ]. Буква Ё ѐ. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ё ё.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ё ѐ, звуками, которые она обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического
образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
Апрель
56-57. Согласный звук [ч]. Буква Ч ч. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.
Познакомить с буквой Ч ч и звуками, которые она обозначает.
Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
58-59. Гласный звук [э]. Буква Э э. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Э э.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает. Выделение
звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение
места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
60-61. Согласный звук [ц]. Буква Ц ц. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ц ц.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ.
14
Познакомить с буквой Ц ц и звуками, которые она обозначает.
Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
62-63. Согласный звук [ф]. Буква Ф ф. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф.
Познакомить с буквой Ф ф и звуками, которые она обозначает.
Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
Май
64-65. Согласный звук [щ]. Буква Щ щ. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Щ щ.
Познакомить с буквой Щ щ и звуками, которые она обозначает.
Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
66. Буква Ъ. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического
образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
67-71.Чтение текстов, задания по карточкам (5 з.)
72.Итоговое. (1 з.)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Чтение слогов и слов, предложений.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Программы с учетом возрастных особенностей воспитанников,
специфика их образовательных потребностей и интересов.
Активно используются вариативные формы обучения:
Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу
детей, на этих занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и
сопереживания», что приводит к повышению умственной активности,
побуждает ребенка к самовыражению (интегрированные и итоговые занятия,
интеллектуальные игры).
Индивидуальная - используется при возникновении затруднения,
не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков
самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно
15
выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с
доминирующим познавательным интересом.
Подгрупповая - предоставляется возможность самостоятельно
построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации и
сознательности и активности, ощутить помощь со стороны 6 друг друга,
учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это
способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при
организации этой формы работы служит использование ориентировки детей
на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для
этого группа распределяется на более маленькие подгруппы. Основанием для
комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов,
но, ни в коем случае несовпадение в уровнях развития.
В процессе обучения детей согласно программе используются
следующие основные методы: наглядный, словесный, проблемно –
поисковый, метод практических заданий.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей полноте
возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в
роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию
ребенка:
- Ситуации общения и накопления положительного социально
эмоционального
опыта
овладение
конструктивными
способами
взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль
общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;
- Владение универсальными предпосылками учебной деятельности,
формирование способности планировать свои действия, направленные на
достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в
повседневной жизни, в различных видах детской деятельности;
- Умение в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому;
- Способность управлять своим поведением.
2.4. Способы и направления детской инициативы.
С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно
создавать ситуации, в которых дети учатся:
- при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
- совершать выбор и обосновывать его;
- предъявлять и обосновывать действия индивидуально и в малой
группе, команде;
- оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой
группе, команде.
16
Все виды деятельности ребенка могут осуществляться в форме
самостоятельной инициативной деятельности:
- развивающие и логические игры;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по
выбору детей;
В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно
соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к
получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном
опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают
самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи,
требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов,
поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать
трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
- своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату,
склонных не завершать работу;
- дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой
ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки,
достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в
аналогичном случае;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений
каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их
внимание к тем задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав
воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и
эффективным.
Задачи:
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать
атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
-повысить грамотность родителей в области подготовки ребёнка к школе,
пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии
своего ребенка;
17
-формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умение делать
правильные выводы из этих наблюдений;
-помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания,
чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;
-воспитать у родителей привычки интересоваться у педагога процессом
развития ребенка, обращаться за помощью в вопросах обучения и
воспитания.
Основные формы работы:
- Индивидуальные беседы;
- Консультации;
- Наглядная информация;
- Открытые занятия учителя-логопеда с детьми.
18
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение.
1. стол детский двухместный 4 шт.
2. стул детский
8 шт.
3. стол взрослый
1 шт.
4. стул взрослый
1 шт.
5. мольберт магнитный
(или доска магнитная)
1 шт.
6. облучатель
1 шт.
7. букварь Жуковой
8 шт.
8. карандаш простой
8 шт
9. касса букв
8 шт
10. материалы для звукового и слогового анализа и синтеза
11. предметные картинки
1 набор
12. разрезной алфавит
8 шт.
Методическое обеспечение Программы.
(методическая литература находится в методическом кабинете МБДОУ
д/с № 33 «Веснушки»)
1. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – Екатеринбург,
«Издательский дом «Литур», 2014 – 96с.
2. Жукова О.А. Азбука с крупными буквами для малышей. – Москва,
АСТ, 2014 – 95с.
3. Книга самостоятельного чтения. Тренажёр по чтению. Под ред. Н.А.
Савушкина. – Москва, АСТ, 2014 – 58с.
4. Кузнецова Е.В., Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с
нарушениями речи. Конспекты занятий. – Москва, ТЦ Сфера, 2009 –
128с.
5. Учимся читать по слогам и словами. Тренажёр по чтению. Под ред.
Н.А. Савушкина. – Москва, АСТ, 2014 – 58с.
3.3. Распорядок и режим дня
Занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам.
Продолжительность одного занятия 30 минут.
Наполняемость подгруппы – 8 человек.
Количество занятий:
3.2.
В неделю
В месяц
В год
2
8
72
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
19
Игра «Поле чудес», викторины.
3.5.
Кадровое обеспечение.
- учитель-логопед;
- воспитатель.
20