Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 33 "Веснушки"
Описание образовательной программы
Описание
образовательной программы
дошкольного
образования МБДОУ д/с № 33 «Веснушки»
Основанием
для разработки Программы послужили нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным
программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028;
- Устав МБДОУ.
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ реализуется реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Срок реализации с 2 месяцев до 7 лет. Программа предполагает возможность начала освоения детьми содержания на любом этапе ее реализации. Программа учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования; индивидуальные потребности отдельной категории детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
1.1.2. Цель Программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи:
- обеспечение
единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов
освоения образовательной программы ДО;
- приобщение
детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России; создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение
(структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание
условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с
учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение
развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение
детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Данные
цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкальной, чтения.
Решение
обозначенных целей и задач возможно при систематической и целенаправленной
поддержке различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней
пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
В части,
формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные
Программы, направленные на развитие детей в нескольких образовательных
областях, видах деятельности, культурных практиках, методики, формы организации
образовательной работы:
Образовательная
программа дошкольного образования «СамоЦвет» /О Н.В.Дягилева, О.В.Закревская,
О.В.Толстикова., А.Трофимова. Модуль образовательной деятельности «Физическое
развитие» составляет 20% объёма.
Цель: создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства
и обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования; формирование основ базовой культуры личности,
развитие психофизиологических особенностей и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе в ходе освоения традиционными и инновационными социальными и
культурными практиками, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия (культурная практика здоровья; двигательная
культурная практика);
- обеспечение
равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального;
- создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование
общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
- формирование социокультурной
среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей (культурная практика здоровья);
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей (культурная практика здоровья; двигательная
культурная практика; сенсомоторная культурная практика; духовно-нравственная
культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности);
- обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального
общего образования (все виды культурных практик).
В Программе представлена Рабочая программа воспитания.
Общая
цель воспитания в МБДОУ - личностное развитие каждого ребёнка учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1)
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2)
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3)
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие
задачи воспитания в МБДОУ:
1)
содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2)
способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3)
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4)
осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
Программа
воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Вся
система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы МБДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей.