Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Описание
Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития
детей № 33 «Веснушки» (далее МБДОУ)
реализует Адаптированную образовательную
программу дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (далее Программа), срок реализации которой 4
года. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации
(русском). Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в МБДОУ
д/с № 33 «Веснушки».
Наполняемость групп соответствуют
нормативно-правовым актам Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»).
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи разработана педагогическим коллективом
МБДОУ c учетом
«Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденной приказом Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1022.
Целью реализации Программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.
Программа
содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав детей дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи:
‑реализация
содержания адаптированной основной образовательной программы;
‑коррекция
недостатков психофизического развития детей с ТНР;
‑охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР, в том числе их
эмоционального благополучия;
‑обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
‑создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими
детьми, взрослыми и миром;
‑объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
‑формирование
общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
‑формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития детей с ТНР;
‑обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации),
охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, представлена программой:
- «Цветик-семицветик»;
Цветик-семицветик:
Цель:
создание
условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1.
Развитие эмоциональной сферы. Введение
ребенка в мир человеческих эмоций.
2.
Развитие коммуникативных умений,
необходимых для успешного развития процесса общения.
3.
Развитие волевой сферы – произвольности
психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в
школе.
4.
Развитие личностной сферы –
формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5.
Развитие интеллектуальной сферы –
развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического,
творческого и критического мышления.
6.
Формирование позитивной мотивации к
обучению.
7.
Развитие познавательных психических
процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Раскрыты формы, способы, методы реализации Программы,
способы и направления поддержки детской инициативы, формы взаимодействия с
семьями воспитанников.
Цель рабочей программы воспитания (раздел 2.4. АОП ТНР) социализация на основе ценностей российского общества через:
1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми ценностями, нормами, принятыми в обществе.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Для реализации образовательной
программы дошкольного образования в
МБДОУ созданы следующие условия:
- наличие оборудованных групповых
помещений;
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- кабинеты ( центры) специалистов;
- плавательный бассейн;
- оборудованные прогулочные участки;
- спортивные площадки;
- тематические площадки.
Условия всех помещений соответствуют
санитарно-гигиеническим требованиям, оснащены необходимым набором методических
пособий. Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ оборудована с
учетом возрастных особенностей детей. Все базисные компоненты включают в себя
необходимые условия для физического, художественно-эстетического,
познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития ребенка.
Оформлены центры активности: центр сюжетно-ролевых игр, музыкальный, книжный
центры, центр театрализованных игр, уголок детского творчества, сенсорный
уголок, центр исследовательской деятельности (уголок природы), центр движения, центр конструктивных игр, уголок уединения.
На территории
МБДОУ имеется: отдельные участки для прогулок, на которых находятся
различные малые игровые формы для
игровой и двигательной деятельности детей, разбиты клумбы, цветники.
Настоящее сотрудничество родителей и МБДОУ — это
совместная, соразделённая реализация основного содержания образовательной
программы дошкольного образования МБДОУ, построенная по принципу: МБДОУ начинает - семья
продолжает. И наоборот: то, что «открыто» ребёнком в семье, должно стать
«открытием» всей группы МБДОУ.