Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Основанием
для разработки Программы послужили нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- другие
нормативно-правовые акты Российской Федерации;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 " 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
- «Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденной приказом Министерства Просвещения Российсской Федерации от 24.11.2022 г. № 11022.
- Устав МБДОУ д/с № 33 «Веснушки».
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.
Задачи:
- реализация
содержания адаптированной основной образовательной программы;
- коррекция недостатков психофизического
развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для
полноценного развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в
соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта отношений с
другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды,
соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и
укрепления здоровья детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- обеспечение преемственности целей, задач и
содержания дошкольного и начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена Образовательной программой дошкольного образования "СамрЦвет": дошкольный возраст / О.А.Трофимова, О.В.Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В.Закревская.
В программе представлена рабочая программа воспитания.
Цель рабочей программы воспитания социализация на основе ценностей российского общества через:
1. формирование ценностного отношения к
окружающему миру, другим людям, себе;
2.
овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3. приобретение первичного опыта
деятельности и поведения в соответствии с базовыми ценностями, нормами,
принятыми в обществе.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Для реализации образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ созданы следующие условия:
- наличие
оборудованных групповых помещений;
- физкультурный
зал;
- музыкальный зал;
- кабинеты (
центры) специалистов;
- плавательный
бассейн;
- оборудованные
прогулочные участки;
- спортивные площадки;
- тематические площадки.
Условия всех помещений соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, оснащены необходимым набором методических пособий. Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все базисные компоненты включают в себя необходимые условия для физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития ребенка.