Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Описание Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 33 «Веснушки» (далее МБДОУ) реализует Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (далее Программа). Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (русском). Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в МБДОУ д/с № 33 «Веснушки». Программа предполагает возможность освоения детьми содержания на любом этапе ее реализации.
Адаптированная
образовательная программа дошкольного
образования для детей с задержкой психического развития разработана педагогическим
коллективом МБДОУ c учетом «Федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья», утвержденной приказом
Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1022.
Цель реализации Программы - обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребенка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав детей дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи:
-
реализация содержания адаптированной основной образовательной программы;
-коррекция недостатков психофизического
развития детей с ЗПР;
- охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для
полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного детства независимо от
места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в
соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
ЗПР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей с
ЗПР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды,
соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития детей с
ЗПР;
- обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и
укрепления здоровья детей с ЗПР;
- обеспечение преемственности целей, задач и
содержания дошкольного и начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена программой "Цветик-семицветик"
Цель: создание
условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение
ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых
для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности
психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в
школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование
адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие
мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного,
словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к
обучению.
7. Развитие познавательных психических
процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Раскрыты формы, способы, методы реализации Программы, способы и направления поддержки детской инициативы, формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель
рабочей программы воспитания (раздел 2.4. АОП ЗПР) социализация на основе
ценностей российского общества через:
1. формирование ценностного отношения к
окружающему миру, другим людям, себе;
2.
овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3. приобретение первичного опыта
деятельности и поведения в соответствии с базовыми ценностями, нормами,
принятыми в обществе.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Для реализации
образовательной программы дошкольного
образования в МБДОУ созданы следующие условия:
- наличие
оборудованных групповых помещений;
- физкультурный
зал;
- музыкальный зал;
- кабинеты (
центры) специалистов;
- плавательный
бассейн;
- оборудованные
прогулочные участки;
- спортивные площадки;
- тематические площадки.
Условия всех
помещений соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, оснащены
необходимым набором методических пособий. Развивающая
предметно-пространственная среда МБДОУ оборудована с учетом возрастных
особенностей детей. Все базисные компоненты включают в себя необходимые условия
для физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития ребенка.
Оформлены центры активности: центр сюжетно-ролевых игр, музыкальный, книжный
центры, центр театрализованных игр, уголок детского творчества, сенсорный
уголок, центр исследовательской деятельности (уголок природы), центр движения,
центр конструктивных игр, уголок уединения.
На территории
МБДОУ имеется: отдельные участки для прогулок,
на которых находятся различные малые игровые формы для игровой и двигательной деятельности
детей, разбиты клумбы, цветники.
Основная задача взаимодействия с семьями воспитанников - консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей. В Программе представлены формы взаимодействия с семьями воспитанников.